VK547
05.12.2006 00:00

 Это был Усть-Илимский ЛПК.

Их собираются перерабатывать и получать ценное сырьё

 Странно, что в ту пору подобное производство не появилось в Ханты-Мансийском округе с его огромными запасами леса и рубками леса по-стахановски.

Впрочем, говорят, что такой проект существовал. Но то ли денег не хватило, то ли, наоборот, денег от продажи нефти было так много, что на всякие побочные производства внимание не обращали, в общем, ЦБК так и не построили.

Идея витает в воздухе

Сегодня можно вздохнуть с облегчением: и слава Богу! Потому что при существовавшей в советское время технологии переработки древесины к загрязненной нефтью территории округа добавились бы еще и сбросы целлюлозно-бумажного комбината. Выдержала бы такую нагрузку наша экосистема?

Уже 2 года, как идея ЦБК вновь витает в воздухе, и она не могла не появиться по двум причинам:

Первая. В лесопромышленном комплексе округа, который ведет заготовку древесины и частично деревообработку, отсутствует конечное звено — переработка того, что остается от этих двух производств. Проще говоря, мы резко отстаем от стран, где каждая щепка, когда рубят лес, идет в дело. Те, кто занимаются бизнесом, связанным с нашим зеленым другом — лесом, сегодня не могут рассчитывать на удешевление себестоимости своего производства. Чтобы оно приносило ощутимую прибыль, должен быть крупный потребитель низкосортной древесины, каким и является ЦБК.
Вторая. По мнению специалистов, объем допустимого уровня лесозаготовок без ущерба природной среде округа таков, что можно заготавливать ежегодно до 25 млн кубометров древесины. В советский период объем лесозаготовок равнялся 10 млн, сейчас немногим больше 2-х миллионов кубометров. Оказывается, столь низкий уровень вырубок — это совсем не благо для леса. Породный состав ухудшается, деревья стареют, гниют, а вместе с ними гниют и деньги от упущенной выгоды. Вот такие веские аргументы оказались в пользу реанимации идеи целлюлозно-бумажного комбината.

ЦБК на взгляд эколога

Но это экономический расклад. А экологический? Где гарантия, что ЦБК не нанесет природе удар такой силы, что померкнет даже ожидаемая прибыль от переработки древесины? Конечно, можно предположить, что за последние двадцать лет не только технологии на подобных предприятиях качественно изменились, но и набрали силу природоохранные службы, появилось соответствующее законодательство.

Но все же тревога остается. В процессе выработки решений и реализации проекта необходимо руководствоваться действующим законодательством, а оно предусматривает экологическую экспертизу и организацию общественных слушаний.

Какова же позиция в этом вопросе департамента окружающей среды и экологической безопасности округа? Директор департамента С.Пикунов подтвердил: да, есть такая идея построить в округе целлюлозно-бумажный комбинат, но на данной стадии еще даже не определились с площадкой. Рассматриваются два варианта — в районе поселков Приобье и Салым.

Пока округ лишь заключил договор с московской фирмой «Авантаж Капитал», которая проводит прединвестиционные исследования — изучает транспортную схему, ресурсы округа, переработку древесины на предприятиях в развитых странах и другие вопросы. В общем, пока речь идет о формировании самой идеи ЦБК, чтобы сделать ее привлекательной для инвесторов.

«Нам важно, чтобы население округа было в курсе всех дел относительно строительства ЦБК с самого начала, — говорит С.Пикунов. — Люди имеют право знать, какие будут использоваться технологии, в какой степени они окажут негативное воздействие. Чтобы потом, когда состоятся общественные слушания по проекту, не возникало вопросов: почему не информировали?

В качестве независимых экспертов для участия в общественных слушаниях можно приглашать любых специалистов. А вообще-то вам лучше поговорить с руководителем проекта Приобского ЦБК, он как раз находится в Ханты-Мансийске», — добавил Сергей Владимирович.
Действительно, почему бы не воспользоваться этой возможностью и не задать вопросы человеку, который сегодня владеет всей информацией о предполагаемом производстве.

Шведам мешает только шум

Руководитель проекта Приобского ЦБК А.Андреевский был готов конкретно ответить на вопросы, касающиеся строительства ЦБК.
— Александр Сергеевич, выбрана ли уже площадка для размещения данного производства?
— В настоящее время мы рассматриваем четыре возможные площадки, расположенные в районе Приобья, однако окончательное решение будет принимать правительство округа с учетом мнения жителей, взвесив все «за» и «против».
— Какие задачи вы решаете сейчас, когда еще не определено место строительства?
— Уже полгода, наряду с выбором места размещения ЦБК, мы решаем другие важные вопросы проекта. Независимо от того, где конкретно будет находиться предприятие, необходимо понять: какую продукцию оно будет выпускать? Какова природная и товарная структура лесосырьевой базы в районе его размещения? Как развивается лесозаготовительная отрасль в регионе, достаточно ли люд-
ских ресурсов? В каком состоянии находится транспортная и инженерная инфраструктура? Помимо чисто экономических, рассматриваем также экологические вопросы, без решения которых ЦБК попросту не будет.
— На чем основана ваша уверенность?
— Мировой опыт показывает, что все экологические вопросы на подобных предприятиях решаются очень эффективно. А руководство округа поставило цель: применить на ЦБК самые современные технологии. Я недавно побывал на аналогичном предприятии в Швеции. Буквально по соседству с предприятием, в 100—150 метрах от забора, находятся частные жилые дома. Единственная проблема, с которой сталкиваются их жители, — это несколько более высокий уровень шума. Ни о каких вредных выбросах речь не идет. И это не единственный пример. В Финляндии на территории в полтора раза меньше, чем площадь округа, действует более 40 ЦБК. 2предприятия компании UPM-Kymmene стоят непосредственно на берегу речки Кюммене, гордости Финляндии, в которой водится лучший лосось в стране. Я хотел бы подчеркнуть, что целлюлозно-бумажный комбинат в Ханты-Мансийском округе будет самым современным предприятием отрасли, с замкнутым циклом производства. Никакой угрозы для экологии оно не несет. Это не просто красивые слова, это требование окружных властей, по заказу которых мы и проводим эту работу.

Получим сотни рабочих мест

— Какова будет мощность предприятия?
— В прединвестиционном проекте заложена переработка 5 млн кубометров древесины в год, из которой можно получить до 1 млн тонн целлюлозы. Как ее дальше использовать, какую продукцию выпускать? — эти вопросы пока изучаются. Но очевидно одно: замыкаться только на российском рынке не стоит. Продукция, получаемая из целлюлозы, а это бумага, картон — найдет сбыт и за границей, тем более что спрос на нее растет год от года.
— Кто будет инвестором проекта?
— Сейчас прединвестиционные исследования полностью финансирует фирма «Авантаж Капитал». На этапах проектирования и строительства мы рассчитываем на участие в проекте стратегических инвесторов и правительства округа в рамках частно-государственного партнерства.
— Что получит население от размещения нового производства?
— В первую очередь — сотни рабочих мест. Я уже не говорю о том, что новые рабочие места появятся и на лесозаготовительных предприятиях, ведь для нормальной работы целлюлозно-бумажного производства потребуется около 5 млн кубометров древесины. ЦБК даст толчок социально-экономическому развитию всей прилегающей территории. Вокруг крупных ЦБК развивается малый и средний бизнес, использующий отходы и побочные продукты производства. Параллельно развиваются предприятия, заготавливающие и использующие пиловочник для домостроения, производства мебели и т.п. В процессе производства целлюлозы вырабатывается огромное количество тепла, например, шведский ЦБК, о котором я уже упоминал, отапливает не только соседнее тепличное хозяйство, но и около 10 тысяч жилых домов в ближайших деревнях и городах.
— Какова цель вашего приезда в округ?
— Процесс прединвестиционных исследований достаточно сложный, в него вовлечено много людей. Необходима дополнительная информация из округа. Идет обычная рутинная работа: уточняем, согласовываем, в том числе с экологами, роль которых в реализации проекта является определяющей.

P. S.

Недавно гостем нашей редакции был губернатор округа А.Филипенко. Во время беседы в числе других прозвучал вопрос о строительстве ЦБК: не несет ли он экологическую угрозу нашему краю? — на что губернатор ответил:
— На мой взгляд, сегодня уже нет такой проблемы, как вредное воздействие ЦБК, если технологически все сделано правильно, выстроена многоуровневая защита. А именно такой проект мы и будем рассматривать. ЦБК округу необходим, так как поможет сбалансировать все деревоперерабатывающее производство. К сожалению, у нас еще много отходов, фактически в дело идет только 40 процентов древесины, поэтому округ будет активно развивать два направления: выпуск плит и производство целлюлозы. Что касается выбора площадки под строительство, то окончательное решение еще не принято, но скорее всего это будет Приобье, где стыкуются два лесных района — Советский и Октябрьский — и где можно будет «подбирать сырье».

Выходит, нам теперь не нужно бояться слова ЦБК? Как будут развиваться события дальше, следите за публикациями.

Автор: Валентина Патранова

 



ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку