Уважаемые коллеги!
Уважаемые земляки!
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в истекающем 2006 году закрепил и упрочил свои позиции, существенно продвинулся в социально-экономическом развитии, внес значительный вклад в экономику страны, в повышение качества жизни граждан России. Мы можем гордиться высокой рождаемостью, увеличением продолжительности жизни, ростом социального оптимизма жителей Югры, наращиванием совокупных активов, усилением инновационности экономики. Растет уровень жизни населения в автономном округе, увеличились его реальные денежные доходы, сократилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума.
В автономном округе сформирована стратегия социально-экономического развития, направленная на создание многосекторной экономики, социально ориентированной, базирующейся на инновационных технологиях, устойчивой к конъюнктурам мировых ресурсных рынков. Для реализации стратегии создана система целеполагающих документов. Это и Концепция социально-экономического развития автономного округа, и Программа экономического и социального развития автономного округа на 2005-2010 годы, и Схема развития и размещения производительных сил на 2006-2015 годы и до 2020 года. Мы знаем, как и куда нам нужно идти.
Итак, что у нас в итоге?
Среди субъектов Российской Федерации мы первые по добыче нефти, по производству электроэнергии, по поступлению налогов и сборов в бюджетную систему страны. Второе место мы занимаем по добыче газа, по инвестициям в основной капитал, третье - по естественному приросту населения.
Продолжается рост рождаемости. В Югре в этом году на первое ноября 2006 года уже родилось 17 363 ребенка, а по оценке мы ожидаем, более 20 тысяч новых югорчан.
Среднемесячная начисленная заработная плата за 2006 год составит около 27 тысяч рублей и возрастет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,5 процента. Реальная начисленная заработная плата вырастет почти на 7%. В результате размер заработной платы превысит прожиточный минимум более чем в 4 раза.
Средний размер дохода пенсионера, с учетом мер социальной поддержки, в денежном выражении составил 6,4 тыс. рублей, или 156,3% к величине прожиточного минимума пенсионера, установленного в автономном округе за второй квартал 2006 года.
На 15 тысяч человек снизилась численность населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума.
В 2006 году объем валового регионального продукта превысит 2 триллиона рублей (производство душевого ВРП превысит уровень Соединенных штатов Америки) и, хотя это исторический максимум, уверен, что можно добиться большего.
Добыча нефти в 2006 году прогнозируется в объеме 276 млн. тонн, газа - 29,4 млрд. кубических метров, рост составит 4 и 7 процентов соответственно.
Предприятия электроэнергетики автономного округа произведут электроэнергию в объеме 67,2 млрд. киловатт-часов, что на 2% больше прошлого года.
В лесопромышленном комплексе автономного округа в 2006 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями составит 2,1 млрд. рублей или 110,0% к прошлому году. Увеличение темпов производства достигнуто за счет наращивания выпуска новых видов продукции - шпонированного бруса, плит МДФ, помещений контейнерного типа.
Рост объемов сельскохозяйственного производства составит 6%.
За последние пять лет суммарная стоимость основных фондов по автономному округу увеличилась почти в 6 раз и составила почти три триллиона рублей. Из них стоимость государственной и муниципальной собственности увеличилась более чем в три раза и составила 316 миллиардов рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрастет более чем на 2% и составит 260 млрд. рублей.
Внешнеторговый оборот автономного округа за 2006 год достигнет 30 млрд. долларов США, увеличившись на 20%.
Остается стабильным общее положение на потребительском рынке округа, оно характеризуется оптимальным уровнем товарной насыщенности. Оборот розничной торговли за год увеличится на 15%, объем платных услуг населению - на 8,5%.
Предполагается, что по итогам 2006 года с территории Югры будет перечислено в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды) более 1 трлн. рублей, что на 35% больше, чем в прошлом году. Доля автономного округа в общем объеме налоговых поступлений в бюджетную систему страны превышает 17%. Это каждый шестой рубль.
В этом году наш округ стал победителем в V Всероссийском конкурсе экономического развития России "Золотой рубль" и признан лучшим субъектом Российской Федерации по экономическим показателям развития.
Еще более укрепились позитивные тенденции, характерные для развития физической культуры и спорта в автономном округе. Правительство округа много делает для развития спорта - как высоких достижений, так и массового. С 1996 года количество спортсооружений в автономном округе выросло на 30%. Вместе с ростом мощности спортивных сооружений растет и количество занимающихся в спортивных секциях и группах, за 10 лет этот показатель вырос на 80 тысяч человек, и сегодня в автономном округе регулярно занимаются физической культурой и спортом более 200 тысяч человек, из них более 100 тысяч детей и молодежи в возрасте от 7 до 17 лет. Я считаю это значительным достижением, ведь в наших условиях спорт и физическая культура - это не только здоровье, досуг, но и надежное будущее, снижение детских и подростковых правонарушений. Одной из наших основных задач на ближайшую перспективу должно стать создание условий для обеспечения населения автономного округа физкультурно-спортивными и оздоровительными услугами, отвечающими самым современным требованиям. В этой связи нам необходимо продолжить работу по строительству физкультурно-спортивных центров, по развитию материально-технической базы спортивных сооружений по месту жительства и учебы.
Сегодня Югра - не только крупнейший индустриальный центр России. Здесь активно развиваются все сферы жизни. Можно отметить целостность развития культурной сферы, ее интегрированность в социальную жизнь региона. Обретает новые формы вовлечение древней культуры коренных народов Севера в формирование современной Югорской культуры: заявил о себе театр обско-угорских народов, активно включаются в публичные процессы представления традиционной культуры носители фольклора, мастера народных промыслов.
Серьезный вклад в развитие и спорта, и культуры вносит социальное партнерство. Хотелось бы, чтобы крупный бизнес усилил свое участие в развитии этих направлений.
* * *
Текущий год знаменателен началом реализации приоритетных национальных проектов.
Реализация мероприятий, с учетом 12 млрд. рублей, предусмотренных в бюджете автономного округа, уже дает существенный импульс для повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного комплекса.
Реализуя национальный проект в сфере образования, мы меняем подход к оценке его качества, привлекаем гражданские институты к управлению образованием, переходим на новую систему оплаты труда педагогов, которая ориентирована, в первую очередь на качество преподавания.
На реализацию национального проекта в сфере образования затрачено свыше 500 миллионов рублей, определено более 400 победителей: получателей грантов и премий Президента Российской Федерации и Губернатора автономного округа.
Государственная поддержка оказана лучшим образовательным учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы.
Есть определенные сдвиги и в решении проблем развития агропромышленной сферы округа.
В текущем году поддержка агропромышленного комплекса из окружного бюджета составит 318 миллионов рублей. В следующем году финансирование планируется увеличить на 176%, что составит 561 миллион рублей. Принятые меры позволят сельскохозяйственным предприятиям приобрести племенных животных, современное оборудование по переработке молока и мяса, сельскохозяйственную технику, сбалансированные корма.
С реализацией приоритетного национального проекта "Эффективное сельское хозяйство" мы связываем поступательное движение вперёд всех субъектов предпринимательства аграрного сектора автономного округа, причём акцент делается на производство экологически чистой продукции, оптимизацию объёмов выпуска продуктов питания, снижения издержек на производство и себестоимости продукции.
Одной из серьезных задач, стоящих перед округом в рамках реализации данного национального проекта, является повышение эффективности развития и использования ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Югры.
Но реализация национального проекта - это только часть работы. Мы по-прежнему занимаемся всем в отдельности: пытаемся развивать АПК, повышать занятость, возводить социальные объекты и т.п., между тем, каждое село - единый организм, и все его проблемы нужно решать в увязке друг с другом. Необходима комплексная программа развития каждого села, увязанная с целостным развитием экономики округа - с лесопереработкой, сбором дикоросов, рыбопромышленностью, звероводством, птицеводством производством мяса и молока, развитием туризма и др. В ее рамках необходимо обратиться и к нерешенным пока у нас проблемам развития личных подсобных хозяйств, потребительской кооперации, формирующей потребительский рынок.
Прошедший год стал очередным этапом, в течение которого совершенствовалось здравоохранение Югры. Возросли качество и доступность медицинской помощи, увеличился перечень и объем оказываемых населению высокотехнологичных медицинских услуг.
В рамках приоритетного национального проекта Правительством автономного округа были приняты дополнительные меры по установлению выплат медицинским работникам участковой службы, обслуживающим малокомплектные врачебные участки, расширен перечень получателей дополнительных денежных выплат работникам скорой медицинской помощи.
Средства бюджета были направлены на дооснащение учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, приобретение санитарного автотранспорта, реализацию мероприятий по предупреждению преждевременной смертности, на увеличение объёмов оказания высокотехнологичной помощи, а так же на информационное сопровождение реализации национального проекта.
Но мы должны не просто тратить деньги, а получить конкретный результат: заработная плата работников должна напрямую зависеть от качества и количества оказанной медицинской помощи. В настоящее время разрабатывается форма оплаты труда медицинских работников, где часть заработной платы, а именно фонд материального стимулирования будет зависеть от объема предоставляемой медицинской помощи и ее качества. Как отметил Президент России на заседании президиума госсовета в Кургане в октябре текущего года, "Финансирование здравоохранения должно обеспечивать не содержание учреждений, а лечение конкретного пациента. И, безусловно, здесь нужно ставить вопрос о мониторинге эффективности соотношения затрат и качества лечения".
В 2006 году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в автономном округе планируется ввести более 900 тыс.кв.м. общей площади жилых зданий. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Для улучшения жилищных условий задействован целый ряд экономических инструментов, с помощью которых стимулируется и регулируется спрос и предложение на рынке доступного и комфортного жилья.
С помощью бюджетных ресурсов, гражданам, проживающим на территории автономного округа, предоставляется широкий спектр социальной поддержки при строительстве и (или) приобретении жилья, в виде безвозмездных субсидий на первоначальный взнос, субсидий при рождении (усыновлении) детей. Большое значение имеет работа по повышению доступности ипотечных кредитов, сокращению кредитного бремени по ипотечным кредитам до 5%.
Следующим шагом будет внедрение на базе разветвленной сети Ипотечного агентства Югры, принципа "единого окна", что позволит сопровождать сделки, подбирать для граждан объекты недвижимости, банки с наиболее удобными условиями кредитования.
Вместе с тем, работа по реализации проекта в автономном округе продолжается, на мой взгляд, недостаточно эффективно.
Несмотря на серьезный рост, темпы ввода жилья недостаточны для балансировки спроса и предложения в условиях активно развивающегося рынка жилья. Отдельные муниципальные образования вообще допускают снижение объемов строительства. И дело здесь даже не в несовершенстве законодательства и объективных трудностях, а в нерасторопности и неумелости ответственных. При территории, сравнимой с территорией крупных государств, у нас почему-то возникают проблемы с выделением участков под застройку одиночных домов. Надо возводить микрорайоны, а не только отдельные жилые дома, серьезные инвесторы придут только на большие объемы. Необходимо создать конкурентные и справедливые правила игры.
Мы создаем при помощи государственной поддержки благоприятные условия для инвесторов и застройщиков, но эта поддержка не должна стать еще одним инструментом для получения сверх прибылей для недобросовестных участников рынка. Необходимо обуздать необоснованный рост цен, сделать жилье действительно доступным для большинства наших граждан.
* * *
В предстоящем году реализация приоритетных национальных проектов получит дальнейшее развитие. Совокупный объем средств, предусмотренных на софинансирование приоритетных национальных проектов в 2007 году составит почти 13 с половиной миллиардов рублей.
В 2007 году дополнительное финансирование приоритетных национальных проектов позволит качественно изменить ситуацию в отраслях.
* * *
Важным направлением деятельности, в котором наши усилия должны соединиться с усилиями федеральной власти, является и административная реформа.
Она играет важнейшую роль для совершенствования власти, для улучшения взаимоотношений власти и общества.
В этом году мы вступили в активную фазу ее реализации, затрагивающую все стороны деятельности государственной власти в округе. Напомню, что основными задачами реформы являются: внедрение принципов и процедур управления по результатам, оптимизация функционирования власти, включая разработку и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, противодействие коррупции. Важными задачами реформы являются также повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, повышение прозрачности власти, и модернизация системы ее информационного обеспечения.
Реформа неизбежно затронет и все органы общественного самоуправления. Сегодня как никогда отчетливо видно, что назрела объективная необходимость разработки критериев оценки деятельности всех уровней власти, поскольку каждое звено имеет свои полномочия и свою меру ответственности за их реализацию.
В рамках административной реформы необходимо создание такого механизма формирования и размещения государственного и муниципального заказа, который бы не только обеспечивал поставку товара нужного качества по минимальной цене, но и способствовал в долгосрочной перспективе созданию эффективной рыночной среды, препятствующей монополизации определенных секторов рынка. В работе конкурсных комиссий необходимо снизить влияние человеческого фактора при принятии решения. Необходимы новые формы взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления как заказчиками конкурсных услуг и подрядчиками, исполнителями.
Не менее остра для нас и проблема недостаточной эффективности гражданских институтов. Я очень надеюсь на активную и конструктивную работу Общественной палаты, Общественного совета по реализации приоритетных национальных проектов, Молодежной палаты и других общественных институтов в обсуждении важнейших вопросов развития общества.
Сегодня мы говорим о критериях эффективности работы власти. Информационная открытость и активность может и должна стать одним из таких критериев. Кто как не журналисты, медийное сообщество может стать той оценивающей системой, которая обеспечит контроль за эффективностью власти?
Необходимо совершенствовать информационное сопровождение деятельности исполнительных органов государственной власти, вырабатывать единые подходы при организации и осуществлении взаимодействия с федеральными и региональными средствами массовой информации.
Потребность в объективном и широком информационном обмене внутри автономного округа назрела давно: необходимо создание качественной информационной системы, связывающей жителей с органами местного самоуправления и государственной власти.
* * *
В автономном округе в основном выстроена эффективная система социальной поддержки.
Одним из ее направлений является поддержка семьи и детей, а именно:
- расширение и совершенствование системы содействия молодым семьям в решении социально-экономических, прежде всего, жилищных проблем;
- включение многодетных семей в категорию участников подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование";
- поэтапное повышение ежемесячных пособий на детей;
- укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства в части содействия повышению общественной значимости отцовского труда по воспитанию детей.
Разрабатываемая в настоящее время Концепция развития системы социальной поддержки населения автономного округа до 2010 года привносит в нашу деятельность идеологию социального патроната, поддержания минимального уровня благосостояния всех категорий населения, предоставления социальной защиты в период возникновения социального "кризиса", организационное проектирование социальной работы.
Однако много остается и нерешенных проблем. Например, существующая модель социальной поддержки граждан предполагает помощь только отдельным "заслуженными" категориями и традиционно считающимся уязвимыми группам населения. При этом нередко упускаются из виду новые реалии, требующие внедрения инноваций, оптимизации оказания помощи с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности. Сегодня следует говорить о создании новых возможностей для развития "человеческого капитала", страховании и профилактике социальных рисков, развитии новых элементов системы социальной поддержки населения.
К сожалению, не всегда новации дают только положительный эффект. При всех достоинствах создания вертикальной окружной структуры управления социальной поддержки населения, мы получили и недовольство части населения ухудшившимся качеством услуг, появлением очередей, и, в условиях делегирования части полномочий в социальной сфере муниципалитетам, - дублирование функций и неадекватное увеличение числа чиновников.
Нужно упомянуть и о проблемах в области трудовых отношений. Одна из них - так называемые "серые" зарплаты. Как сказал Президент на встрече с профсоюзами России, необходимо бороться с ними, люди подчас не осознают с какими проблемами им придется впоследствии столкнуться при начислении пенсионных выплат. У нас созданы межведомственные комиссии по проблемам оплаты труда, которые как раз и призваны решать эти вопросы.
Многие работодатели в автономном округе, включились в решение задачи повышения оплаты труда до уровня не ниже величины прожиточного минимума. Необходимо предпринять все усилия, чтобы оплата труда жителей была справедливой, а ее выплата производилась в соответствии с законом. Всем нам необходимо активнее влиять на искоренение порочной практики произвола со стороны отдельных работодателей по отношению к работнику.
* * *
Для образовательной сферы автономного округа текущий год в целом явился продолжением политики всех последних лет. За 5 лет введено в строй 63 объекта образования на 22 685 мест, оснащенных современным учебным оборудованием. Сегодня в стадии строительства находятся еще 13 объектов на 13 681 место: это детские сады, школы, учреждения дополнительного и профессионального образования, образовательно-спортивные центры.
Растет доля выпускников, получивших высокие результаты по итогам единого государственного экзамена. Лучшие результаты, как правило, показывают выпускники тех школ, где активно внедряют инновационные образовательные программы.
Хочу поблагодарить всех педагогов за их работу по улучшению достигнутых результатов по освоению учащимися государственного стандарта знаний.
Сегодня нам необходимо решительно обновлять структуру образования особенно дошкольного и профессионального, усиливая комплексность и единство образовательной системы на всех ее уровнях. Одна из острейших проблем здесь - развитие дошкольного образования, в первую очередь - увеличение охвата детей. Не нужно обольщаться тем, что обеспеченность дошкольными учреждениями у нас примерно на 16% выше, чем в целом по стране. Наша радость по поводу улучшения ситуации с рождаемостью оборачивается для нас необходимостью более динамично решать эту проблему. Очередь на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения, достигла почти 25 тысяч человек, и она подрастает почти на тысячу ребятишек в год.
Дано поручение о разработке мер по возвращению бывших ведомственных садов, которые используются не по назначению. Но это "плюс" только для 2,5 тысяч детей. Надо строить новые дошкольные учреждения, потребность в них очень велика, а муниципальные образования почти устранились от этой задачи. Надо готовить отдельную программу строительства детских садов, с привлечением всех источников финансирования. Только так можно сохранить положительную динамику рождаемости в Югре.
Важно обновлять содержание образования, то есть, обновлять учебные планы, приводя их в соответствие с интересами учащихся и требованиями современности, активнее внедряя IT-технологии в образовательный процесс. Назрела и необходимость внедрения новых механизмов управления образованием, включая расширение прав общественности, совершенствование контроля и надзора, отраслевой оплаты труда. Сегодня нам нужно задуматься не только о новых формах оценки академических и творческих достижений учащихся, но и о развитии кадрового ресурса образования, поставив учителя, преподавателя на первое место. Не нужно забывать и первоочередные задачи: устранение неэффективных расходов бюджета, сбалансированность численности учителей и административно-управленческого персонала, оптимизацию наполняемости классов, приведение в соответствие качества труда педагога и уровня его оплаты.
У нас создана система профессионального образования. Ее венец - высшее и послевузовское образование - сегодня далеко не на последнем месте в России. Но задачи, стоящие перед профессиональным образованием очень значительны: необходима ориентация на потребности рынка труда, а самое главное - на качественное удовлетворение образовательных потребностей нашего подрастающего поколения. Для этого нужно, чтобы образование перестало быть пассивным "передатчиком знаний", и превратилось в социально активную силу, реально влияющую на ход социально-экономического развития Югры.
Необходимо объединение усилий образования, науки и бизнеса в инновационном развитии автономного округа.
Важно то, что удалось сохранить и даже приумножить научный потенциал Югры: в округе функционируют около 40 научных организаций различной организационно-правовой формы; создаётся новая научно-технические продукция, которая может и должна использоваться в экономике автономного округа.
Научно-технические разработки должны быть основой для становления на территории Югры новых высокотехнологичных компаний и отраслей.
Предстоит сформировать такую инновационную систему, которая была бы адекватна задаче обеспечения устойчивого развития округа. Специальная среда для старта инновационных компаний, как правило, предполагает налоговые льготы и преференции, льготные бюджетные кредиты, создание особых условий входа на рынок, создание системы частно-государственных венчурных фондов для наукоемких компаний различных стадий, строительство парков высоких технологий как территорий со специальным режимом хозяйствования. Мероприятия по формированию инновационной системы должны быть основой для структурной перестройки экономики округа. Мировая практика показывает, что не менее 70% ВРП должно в современных условиях вырабатываться за счет внедрения инновационных технологий. Для нашего моноотраслевого региона это особенно актуально: не только развитие нефтегазовых отраслей, но диверсификация всей экономики должны осуществляться обязательно на инновационной основе, иначе мы рискуем утратить достигнутые результаты.
Нужно подумать о возможности выработки в автономном округе механизмов софинансирования бизнесом и государством новых научных исследований в целях развития приоритетных для автономного округа отраслей промышленности и научных направлений.
Необходимо усовершенствовать систему финансирования окружной науки, сориентировав её на достижение реального результата, необходимого для экономики автономного округа.
* * *
Но не нужно на фоне решения стратегических проблем забывать и условия жизни населения. Весомый вклад в их обеспечение призвана внести жилищно-коммунальная сфера.
Основной целью развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа является формирование эффективной, конкурентоспособной системы хозяйствования, обеспечивающей социальную ориентацию и качество жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения этой цели в автономном округе с 2005 г. реализуется программа "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса автономного округа на 2005-2012 годы".
На сегодня мы уже имеем неплохие результаты, но сделать для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развития отрасли, предстоит еще много.
Необходимо:
- продолжить перевод жилищно-коммунального комплекса на работу в рыночных условиях хозяйствования, привлекая добросовестные и профессиональные управляющие организации, развивая государственно-частное партнерство, укрупняя предприятия ЖКХ с целью повышения инвестиционной привлекательности и уровня управленческой и технической политики;
- стимулировать инвестиционную активность;
- повышать личную ответственность руководителей предприятий ЖКК за качество оказываемых услуг;
- повышать уровень защиты граждан с низкими доходами при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Неудовлетворительно ведется работа по созданию товариществ собственников жилья. При грамотном и умелом управлении, при заинтересованности жильцов, товарищества должны стать эффективным средством повышения качества жилищно-коммунальных услуг, улучшения условий жизни людей.
* * *
Проводимая в округе бюджетная политика позволила обеспечить не только макроэкономическую стабильность Югры, но и решать на высоком уровне одну из главных задач - повышение жизненного уровня населения.
Исполнение доходной части бюджета за 2006 год характеризуется динамичным поступлением доходов, как в бюджет автономного округа, так и в бюджеты муниципальных образований.
В 2007 году необходимо повысить ответственность администраторов доходов бюджета автономного округа за исполнение закрепленных за ними видов доходов.
Принятый бюджет 2007 года является первым для бюджетной трехлетки, он увязан с 2008 и 2009 годами. И сейчас от компетентности и оперативности всех его исполнителей зависит очень многое: и развитие производительных сил, и получение дополнительных доходов предприятий и самого населения. Доходная часть бюджета чрезвычайно напряжена и мы должны так выстроить цепь приоритетов, чтобы это позволяло неуклонно улучшать ситуацию по каждому из направлений нашей деятельности.
Я вижу здесь несколько важных, но пока слабо реализуемых у нас направлений работы. Это, во-первых, подробная, и конкретная работа с каждым налогоплательщиком. Нужно, чтобы огромные деньги, которые имеют местом происхождения Югру, по закону возвращались сюда же. Сегодня зачастую центр формирования прибыли находится достаточно далеко от Ханты-Мансийска, часто и юридический адрес предприятий, которые работают на Югорской земле, тоже расположен за пределами автономного округа. Во-вторых, мы сегодня чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы активизировать инвестиционную деятельность на территории автономного округа. В-третьих, нужно прикладывать гораздо больше усилий для привлечения федеральных ресурсов и других дополнительных сборов, в том числе и налогового характера. Для всего этого нужно решительное укрепление исполнительской дисциплины и ответственности, особенно за финансовую сторону деятельности.
Мы уже активно работаем в этом направлении. В рамках мероприятий по реформированию бюджетного процесса в автономном округе создана необходимая нормативная правовая база, действует межведомственная комиссия по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, ведется работа по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат.
Особенностью бюджетной политики в текущем году стала практическая реализация в округе масштабной реформы межбюджетных отношений. В основном завершена работа по разграничению расходных полномочий между уровнями власти.
Реализация предполагаемых на 2007 год мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить создание устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти автономного округа и органами местного самоуправления.
2007 год является ключевым годом переходного периода в реформировании местного самоуправления в округе, в связи с этим необходимо четкое определение имеющейся налоговой базы в разрезе вновь образованных городских и сельских поселений. Это позволит муниципалитетам осуществлять планирование бюджетов, как на предстоящий год, так и на среднесрочную перспективу.
Необходимо сделать обязательным заключение соглашений об оздоровлении муниципальных финансов, прежде всего, с дотационными муниципальными образованиями. В соглашениях обозначить условия, повышающие бюджетную дисциплину муниципальных образований, стимулирующие увеличение собственной доходной базы, способствующие принятию мер по реформированию бюджетного процесса и оптимизации бюджетных расходов. В том числе определить четкие права и обязанности сторон, возникающие в случае нарушения условий соглашений. То есть будем взаимно вежливы.
Бюджет автономного округа в последние годы предельно социально ориентирован. Нам необходимо сохранить оптимально высокий уровень расходов на социальную сферу, обеспечив рост улучшение качества жизни населения.
Основой доходов территории и населения Югры, нашего относительного благополучия является успешная работа реального сектора экономики. Что называется "Как потопаешь, так и полопаешь". И пока все в гору.
В 2007-2009 годах динамика развития будет определяться нефтегазовой отраслью. Текущий год мы закончим плюсом в 8 млн. тонн по отношению к 2005. Дальнейшие перспективы будут зависеть от того, на сколько мы сможем, с одной стороны, обеспечить устойчивое функционирование нефтегазового комплекса, а с другой, усилить инвестиционную активность и формирование нескольких технологических цепочек, так называемых "кластеров" - горнорудного, формирование которого будет происходить в западной части автономного округа - проект "Урал Промышленный - Урал Полярный"; лесопромышленного, связанного с глубокой переработкой древесины и развитием деревянного домостроения; нефтегазохимического и информационно-коммуникационного.
Развитие нефтегазового комплекса напрямую зависит от воспроизводства минерально-сырьевой базы. Необходимо создать условия, чтобы компании были заинтересованы вкладывать средства в геологоразведочные работы. И делать это надо как можно быстрее, потому что решение проблемы дефицита сырья потребует большого количество времени.
Не нужно забывать, что с этим связано и обеспечение энергетической безопасности страны, ставшее в последние годы острой проблемой. И речь не только о возможном спаде добычи углеводородов, но и об обеспечении другими энергоресурсами. Даже Югра, занимая первое место в стране по выработке электроэнергии, по прогнозам специалистов, уже в ближайшем будущем может столкнуться с нехваткой электроснабжения. Непродуманная политика здесь приведет к тому, что энергетика станет фактором, сдерживающим развитие региона.
Говоря о развитии экономики нельзя не упомянуть и о тех вызовах, которые возникают в свете вступления России в ВТО. Для нас это означает необходимость консолидации усилий власти, бизнеса, финансовых институтов для того, чтобы адаптация к мировой экономике не стала для жителей автономного округа фактором, ухудшающим их положение. Нам следует тщательно проанализировать грядущие изменения в условиях, регулирующих экономическую деятельность, с точки зрения возможных последствий для нашего региона и выработать соответствующие меры.
* * *
Нельзя не вспомнить и проблему преступности. А вот здесь нам нельзя сказать о больших успехах. Хочется напомнить, что количество сотрудников правоохранительных органов на единицу населения в нашем округе значительно выше, чем в высокоразвитых государствах (вспоминается, например, одна из земель Германии - Бавария, где их меньше почти в два раза, чем у нас, а население превышает наше в 10 раз). Тем не менее, несмотря на то, что правоохранительная деятельность финансируется из года в год все больше и больше, результаты оставляют желать лучшего. Уровень преступности остается высоким, раскрываемость преступлений - низкой, а профилактическая работа - слабой.
Сил и средств у нас достаточно, программы и планы разработаны, цели понятны. Необходимо скоординировать работу правоохранительных органов и общества по повышению безопасности граждан, на борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Пора не только "оптимизировать расходы", но и добиваться реального улучшения ситуации, повышать уровень доверия к органам правопорядка.
* * *
Размышления о проблемах в социальной сфере и экономике приводят к реальной оценке эффективности государственного и муниципального управления.
К сожалению некоторые исполнительные органы, так же, как отдельные органы местного самоуправления, решают узкие ведомственные и территориальные проблемы, а должны комплексно, в связке с другими органами и территориями, работать над достижением единых целей и задач развития автономного округа.
Нужно закрепить строжайшее соблюдение процедур и регламентов, ужесточить ответственность за их нарушение. Несоблюдение установленных правил приводит к необоснованной задержке принятия необходимых решений, что является очевидным тормозом развития.
Назрела структурная перестройка органов государственной власти округа, перегруппировка сил и средств на приоритетных направлениях.
Необходимо усилить стратегическое планирование, повысить роль и ответственность экономических служб, ужесточить контроль, завершить работу по формированию автоматизированной системы управления регионом, в первую очередь в здравоохранении, образовании, сфере жизнеобеспечения.
Несмотря на то, что социальные опросы говорят об относительно высоком уровне доверия населения к власти, реалии показываю, что растет и требовательность к ней.
Сегодня, на мой взгляд, нужно меньше обращаться к борьбе за место под солнцем, нужно не играть в политику, а помнить о нуждах конкретного человека, о задачах, которые встают перед страной, перед нашим округом.
Пора проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать единую стратегию действий, сформировать систему постоянной работы с населением с учетом всех сложившихся на сегодня общественно-политических реалий, создать систему формирования кадрового резерва, который может служить надежной опорой в развитии округа.
В новых условиях реализации муниципальной и административной реформ как никогда необходима согласованность региональных и муниципальных органов власти. Нужны не риторика и популизм, а конкретика и объективность, реальные скоординированные действия по решению возникающих проблем.
В 2007 году будет продолжен мониторинг работы органов местного самоуправления. Он будет дополнен практикой обсуждения в Правительстве основных направлений деятельности муниципальной власти, что должно добавить объективности как в оценке ситуации, так и в принятии решений.
Уважаемые коллеги!
Уважаемые земляки!
Сегодня нам нужна энергичная мобилизация сил. Не может быть нормой современного общества многотысячная очередность в детские сады, невозможность получить медицинскую помощь у врача необходимого профиля и квалификации, дефицит учреждений физической культуры и спорта, плохие жилищные условия.
Вся наша "большая" экономика, заканчивается в конкретной семье. Как говориться: "Главней всего погода в доме", а она зависит от многого, например, неадекватного уровня цен, обусловленного неразвитостью потребительского рынка. Необходимо сделать доступными для населения высококачественные товары по приемлемым ценам. Нужно создать условия для развития крупных сетевых бизнесов, не забывая при этом малое предпринимательство, активно развивать сферу услуг. Люди должны жить здесь и сейчас, получать любые услуги и приобретать товары в округе, а не за тридевять земель.
Результатом всей нашей деятельности должны стать:
- повышение уровня здоровья населения округа;
- обеспечение потребности населения в качественном образовании;
- повышение безопасности условий жизни населения;
- обеспечение потребности населения в качественных жилищно-коммунальных услугах;
- повышение доступности и качества жилья;
- повышение реальных доходов населения;
- экономический рост Югры;
- повышение качества государственного управления.
Спасибо за внимание.