Скульптуры Учителя и Ученика - у ЮГУ

11.12.2006 00:00

 Это древнегреческий философ Сократ и греческий философ Платон.  Автор композиции - Народный художник, член Союза художников России Андрей Николаевич Ковальчук /г.Москва/.

Скульптуры символизируют учителя  и ученика, т. к. Сократ был учителем Платона , а Платон соответственно - учеником Сократа с 12 лет. И внимание обоих к самопознанию, т.е. превращению проблемы человека в основную проблему философии, стало значительным этапом в истории греческой философии, сохранило свою значимость и актуальность до сегодняшнего дня.

Справка

Сократа, который применил изречение эллинской мудрости “познай самого себя” к исследованию явлений природы и поступков человека, начинается целая традиция в философии, где ключевой фигурой становится человек. Сократ был первым из мыслителей, кто сделал самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом жизни и общения с учениками.

Античные мыслители не только дали миру философию, но и предопределили направление развития воспитательной и образовательной систем. Например, Сократ придавал огромное значение воспитанию и просвещению афинских граждан, старался поднять общий уровень духовности людей. 

 Педагогическая деятельность Сократа не сводилась к красноречию и риторике, но была направлена на поиск истины.  Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы в беседе пробудить сознание ученика и помочь “самозарождению” истины в его сознании. Поэтому сократовский метод отличается от традиционного тем, что он предполагает сотрудничество учителя и ученика в поиске истины, а не пассивное усвоение знаний учеником, которое подчас достигается зубрежкой. В поисках истины ученик и наставник находятся в равном положении:

“Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Согласно Сократу, ученики лишь припоминают с его помощью то знание, которым они обладают и без него, сами того не подозревая. Конечно же, следует согласиться с Сократом в том, что учитель играет огромную роль в воспитании ученика.

Педагогическая концепция Сократа состоит в том, что главной жизненной целью человека должно быть его нравственное самосовершенствование: человек обладает разумом для того, чтобы направлять его на создание добра и нахождение истины. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Он придавал большое значение природной предрасположенности человека и считал, что способности человека проявляются в самопознании:

“Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может”. Образование, по Сократу, обладает силой преображения человека из отрицательного образа в положительный. Он считал, что люди, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись же без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми.

В философии Сократа, как и в философии Платона, а также в мировоззрении нашего времени воспитание и философия выполняют одну и ту же функцию — помогают формированию человека, умеющего не только отличить истину от заблуждения, но подходящего творчески к поставленным перед ним задачам.

Педагогическая тематика у Платона присутствует в его “Диалогах”, трактатах “Государство” и “Законы”. Педагогические рассуждения Платона возникли из его философского въдения человека и мира. О человеке Платон пишет: “Мы считаем человека существом кротким. Да, если его счастливые природные свойства надлежащим образом развить воспитанием, он действительно становится кротчайшим и божественным существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это — самое дикое существо, какое только рождает земля”. 

Из высказывания Платона следует, что воспитание является неотъемлемым основанием формирования человека. Ядром платоновского учения о воспитании служит его известная философская концепция идей. По Платону, земная жизнь должна готовить к слиянию человека с “истинным бытием”. Приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Являясь верховным благом, мир идей выступает источником всех конкретных истинных благ. Рождение высшей идеи блага — цель любого воспитания. Поэтому задачи воспитания, обучения и философии совпадают: они призваны помочь появиться идее блага.

 Фото "Фонтана"


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку