«Плывущие облака» Китая – в столице Югры

24.01.2007 00:00

Современные художники, представленные в экспозиции, пишут свои шедевры, строго соблюдая традиции китайской живописи «гохуа». Это живопись водяными красками и тушью на шёлковых или бумажных свитках.

Термин «гохуа» возник на рубеже XIX—XX вв. как противопоставление «юхуа» — «масляной (или «сиянхуа» — западной) живописи», отличающейся приёмами и методами исполнения, привнесёнными с Запада. Зародившись тысячи лет назад, китайская живопись предполагает строгое выделение нескольких основных жанров - анималистический (цветы - птицы, растения - насекомые), бытовой (люди - предметы), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и пейзаж (горы - воды).

Тогда же сложились и отличные друг от друга манеры письма: тщательная - гун-би ("прилежная кисть"), показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, и свободная, как бы незавершенная, - се-и ("живопись идеи"), которая позволяет нам додумать то, что скрыл от нас автор, художник-интеллектуал. Пейзажный жанр у художников относится к числу любимых, что объясняется широким распространением в Китае концепции единства человека и природы.

С древности пейзажи никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, - шань-шуй, то есть горы - воды. Гора олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы - ян, а вода символизировала темное, мягкое и пассивное женственное начало - инь. В самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древнекитайской философии.

Непременным атрибутом картины китайского художника является каллиграфически выполненное ее название, сопровождающие стихотворные строки и личная печать автора красного цвета.

В выставке принимают участие современные китайские художники и каллиграфы Пенг Юн, Шен Куин, Чен Ксиаошоу, Пенг Фанг и другие. Все они работают в двух основных жанрах - «цветы-птицы» и «горы-воды».  Четыре произведения представлены в трехметровых вертикальных свитках, которые издавна вывешивались лишь в исключительных случаях. Будучи наследниками многовекового опыта национальной живописи, авторы реализовали в своем творчестве сочетание традиционной манеры и собственных новаций.

В изображениях силуэты людей, цветов, животных подчеркнуты тушью. Невольно вспоминаются строки Ван Вэя: "Средь путей живописца тушь простая превыше всего".

Изящная завершенность каждой работы тянет остановиться и задуматься – о мире, о времени, сообщили «Югра-Информ» в пресс-службе ИД Фонда поколений Югры.

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку