Берите детей и — в музей Природы и Человека. Там вас ожидает зрелище и душе, и уму, и сердцу. Правда, на стендах с фотопейзажами и видеоэкранах. На этой неделе в гости к нам прибыла делегация работников музея-заповедника «Кижи».
Кижи — на семи холмах?
Уже в музее Природы и Человека я поймала себя на ощущении, что это будто сами Кижи на время (точнее — до 18 мая — именно до этих пор пробудут экспонаты музея «Кижи» в Ханты-Мансийске) каким-то волшебным образом взяли да и окопались у нас в окружном центре, тоже северной земле с богатым прошлым.
Все началось с фильма о реконструкции деревянных церквей. Вот представьте такой фрагмент: кругом вода (это Онежское озеро), и вы будто на метеоре приближаетесь к пышнозеленому острову. Над изумрудным великолепием возвышаются, даже гнездятся, купола-купола-купола (так их много, что дух захватывает)… Хоть они и являются памятником архитектуры XVIII века и нуждаются в реконструкции (о ней, беспрецедентной, собственно, и фильм), но полученное вами наслаждение от этого зрелища будет стоить просмотра прорвы кассовых лент.
Вообразите, эти деревянные полукруглые плиты, выложенные наподобие черепицы, из которых сооружены купола, складывались безымянными мастерами еще в XVIII веке. От исторических событий, некогда произошедших на Кижах — а это, к примеру, крестьянские бунты и их подавление стрельцами, словно воздух звенит. А сверху остров накрывает какой-то невидимый купол (еще один, финальный). Ведь как иначе объяснишь тот факт, что на острове своя уникальная атмосфера. Ее создают, должно быть, уникальные люди. Они — тоже своеобразные. Степенные, скрупулезные, волевые, с чувством собственного достоинства и чувством юмора. Что ж, сознание ответственности за сохранение столь исторического пласта обязывает.
Каждый сидел за шкафом
К слову, о музейщиках. Коллектив ярко характеризует тот факт, что здание для размещения музейных работников в Петрозаводске коллектив построил на собственные заработанные средства.
— Работа носит сезонный характер, — рассказывает зам. директора по музейно-образовательной деятельности Людмила Шилова. — То есть сам музей под открытым небом работает летом. А зимой нужно возвращаться в Петрозаводск. Когда я работала директором — с 79-го по 84-й годы, весь коллектив музея, вернувшись где-нибудь в ноябре в город, размещался в одной комнате. Потом эту комнату занял замминистра. Он сидел там один. В другом нашем месте работы — комнатке поменьше — стояли пятнадцать шкафов, и каждый ютился за своим. Когда появилась возможность, мы построили свое здание, используя собственные доходы.
Еще работники музея заключают договоры социального партнерства с деревнями, которые вовлечены в выставочную деятельность музея. Причем музейщики занимаются даже трудоустройством деревенских жителей.
Руками — трогать!
Наша земля — тоже северная, с богатой историей. Кижи на этой неделе демонстрируют нам свои богатства — сплав языческой культуры древних племен Карелии (на карельском языке слово «кижат» означает «игрища» — вполне, возможно, речь идет о языческих обычаях), на которую в
X веке стали оказывать влияние новгородские переселенцы.
Чего на выставке только нет! Здесь вашему вниманию представят и иконы из фондов музея «Кижи», и работы фотохудожника, и этнографические копии предметов быта (всевозможных прядилок, корзин и т.д.), орудий труда и изделий декора, которые собственноручно смастерили дети, воспитанники летней творческой школы при музее.
Кстати, тот, кто придет на выставку «Мастерская детства», удивится отсутствию правил под общим названием «руками не трогать». Там они смогут не только прикоснуться в буквальном смысле к поделкам детей, но и проделать с ними творческие манипуляции в соответствии с заданиями экскурсовода.
Как пояснила Людмила Шилова, 70 процентов из числа всех посетителей музея-заповедника под открытым небом — иностранные туристы. Даже тематическое название одной из фотовыставок фотохудожника музея Олега Семененко «Almost unreal Kizhi» рассчитано на эту, не нашу, часть интересующихся. Надо бы по-
править ситуацию. Как считаете, соотечественники?
Автор: Светлана Чупина, фото Натальи Анадеевой