Подробно...

19.05.2011 00:00

Страховщики подвели итоги минувшего года. И хотя в целом по стране рынок вырос на 6, 5%, положительная динамика страховых сборов сформировалась лишь в ограниченном числе регионов. Вот и Тюменская область «не дотянула» до уровня 2009 года — на 2%. На этом фоне выделяются результаты компании РОСГОССТРАХ. В целом по России сборы этого страховщика выросли на 20%, в Тюменской области — на 17%. О том, как развивается крупнейшая страховая компания, что ждет ее клиентов и страховой рынок в целом — в интервью с директором филиала компании РОСГОССТРАХ в Тюменской области Екатериной Гехт.

Как вы оцениваете итоги 2010 года на страховом рынке?

Прошедший год был тяжелым для страховщиков. Последствия кризиса в той или иной мере сказались на каждой компании. Только сильнейшие получили возможность развития. Да, российский страховой рынок вырос — на 6, 5%. Но за счет чего? Увеличение объема премий стимулировали, прежде всего, возобновление объемов кредитования (а следовательно — объемов страхования залогового имущества), обязательные виды страхования. Но есть тренды, которые внушают оптимизм — предприятия возвращают ДМС в социальный пакет сотрудников, существенный прирост показывает накопительное страхование жизни, добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО).

А в вашей компании за счет каких видов достигнут такой существенный рост?

Рост отмечен практически во всех сегментах: корпоративное страхование (темп роста 120%), страхование жизни (167%), каско (125%), ДСАГО (197%), ОСАГО (113%), страхование строений (119%).

Какие значимые события прошлого года вы бы выделили?

Прошедший год был непростым с точки зрения убытков. Это всем известные массовые пожары летом 2010 года, по которым РОСГОССТРАХ выплатил более 180 млн рублей, а также ураганы, прошедшие в Поволжье, Центральной России и у нас, в Тюменской области.

Массовые пожары, засуха, техногенные аварии привели к повышению внимания к страховому рынку со стороны государства и к переосмыслению роли страхования. Государство поддержало разработку законопроектов о введении новых обязательных видов страхования.

Усилился контроль над страховщиками со стороны надзорных органов. В 2010 году эти ведомства проделали огромную работу в части разработки законопроектов и организации пристального контроля над страховщиками.

Каковы основные проблемы отрасли?

Многие страховщики столкнулись с проблемой неплатежеспособности. Не только мелкие, но и средние компании покидали рынок. В прошлом году с уральского рынка ушли 43 компании, из них 23 — в результате отзыва лицензии. Процесс шел очень активно. Российский союз автостраховщиков (РСА), который занимается выплатами по ОСАГО пострадавшим по вине компаний-банкротов, завален исками. В ближайшее время процесс очищения рынка будет еще более динамичным, поскольку скоро вступят в действие законодательные требования по увеличению уставного капитала страховщиков.

В 2010 году обострилась проблема недобросовестного поведения страховых посредников — вывод на черный рынок бланков полисов ОСАГО, невозврат страховщикам денег от продажи полисов. Все это подрывает авторитет как добросовестных брокеров и агентов, так и самих страховщиков. На законодательном уровне уже взялись за решение этой проблемы. Федеральная антимонопольная служба подготовила проект закона, направленный на то, чтобы сделать более эффективным регулирование рынка посредников. Предполагается, что брокеры будут работать в соответствии со стандартом услуг, будет введено лицензирование брокеров, сертификация страховых агентов.

Несмотря на обещания некоторых участников рынка, по-прежнему актуальна проблема демпинга. Это касается, в первую очередь, страхования крупных рисков, имущества юридических лиц и автокаско. Все это, в конечном итоге, сказывается на платежеспособности компании, использующей подобный способ конкурентной борьбы. Со своей стороны могу сказать, что РОСГОССТРАХ в этих ценовых гонках не участвует — наши тарифы точно просчитаны и экономически обоснованны.

Почему на фоне медленно растущего рынка РОСГОССТРАХ демонстрирует существенный рост. В чем причина?

Столкнувшись с проблемой невыплат, страхователи стали более осознанно подходить к выбору страховой компании. К ним пришло понимание того, что полис нужно приобретать в надежной компании, и на протяжении последних двух лет можно было наблюдать переток клиентов из небольших и неблагополучных компаний в компании-лидеры. В пользу нашей компании сыграл и 90-летний опыт работы.

Вторая причина — в активности самой компании, в улучшении страховых программ, в том, что мы делаем страхование более доступным: работает новый сайт компании, на котором размещены калькуляторы по основным продуктам; и в чате на сайте, и по телефону операторы call-центра круглосуточно дают консультации; компания активно представлена и в социальных сетях. Мы открываем новые офисы и точки продаж по всей России, продолжаем масштабный проект по набору агентов и страховых консультантов. Сейчас наш агентский корпус уже превысил 65 тыс. человек в целом по России, из них 1 000 работает в Тюменской области. Ведется качественное системное улучшение персонала на всех уровнях.

Что ждет клиентов компании в год 90-летия?

В честь 90-летия компании мы даем 90 обещаний, выполнив которые, мы улучшим наш сервис — то есть станем еще надежнее, ближе и удобнее для наших клиентов. Например, обещание, которое уже выполнено — SMS-информирование клиентов о статусе выплатного дела. Мы также работаем над тем, чтобы клиент по ОСАГО мог выбрать: получить выплату деньгами или отремонтировать автомобиль на СТО. Все 90 обещаний опубликованы на нашем сайте www.RGS.ru

Каковы основные тенденции развития страховой отрасли в ближайшие год-два?

Количество компаний будет сокращаться. С одной стороны, из-за проблем с платежеспособностью, с другой — в связи с требованиями по увеличению уставного капитала с 2012 года. Кто-то уйдет достойно, кто-то попытается заработать напоследок. Пока не ясно, сколько компаний не удовлетворяют новым требованиям. Но мы должны пройти этот период очищения, на рынке останутся только серьезные надежные страховщики, которые будут развивать его, повышать страховую культуру людей, и страхование станет более популярным.

Страховщикам предстоит сложная работа по подготовке к введению новых обязательных видов страхования, в частности — обязательного страхования опасных объектов (ОПО).
Оздоровлению рынка будут способствовать упорядочение добровольных видов (в частности, планируется разработка стандартного договора каско) и планируемые изменения в обязательных видах, прежде всего, ОСАГО. Обсуждается введение безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ), увеличение лимитов ответственности страховщиков. Последнее, безусловно, приведет к удорожанию полиса ОСАГО, однако, в конечном итоге приблизит нас к европейской практике и к более качественному возмещению ущерба.

В части сборов ожидаемый рост рынка в этом году составит 9–11% к прошлому. Прирост сборов ожидается во всех сегментах. Этому будет способствовать развитие потребительского и ипотечного кредитования, восстановление корпоративных программ страхования, продление программы утилизации старых автомобилей

Беседовал Сергей Панкратов 
Как вы оцениваете итоги 2010 года на страховом рынке?

Прошедший год был тяжелым для страховщиков. Последствия кризиса в той или иной мере сказались на каждой компании. Только сильнейшие получили возможность развития. Да, российский страховой рынок вырос — на 6, 5%. Но за счет чего? Увеличение объема премий стимулировали, прежде всего, возобновление объемов кредитования (а следовательно — объемов страхования залогового имущества), обязательные виды страхования. Но есть тренды, которые внушают оптимизм — предприятия возвращают ДМС в социальный пакет сотрудников, существенный прирост показывает накопительное страхование жизни, добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО).

А в вашей компании за счет каких видов достигнут такой существенный рост?

Рост отмечен практически во всех сегментах: корпоративное страхование (темп роста 120%), страхование жизни (167%), каско (125%), ДСАГО (197%), ОСАГО (113%), страхование строений (119%).

Какие значимые события прошлого года вы бы выделили?

Прошедший год был непростым с точки зрения убытков. Это всем известные массовые пожары летом 2010 года, по которым РОСГОССТРАХ выплатил более 180 млн рублей, а также ураганы, прошедшие в Поволжье, Центральной России и у нас, в Тюменской области.

Массовые пожары, засуха, техногенные аварии привели к повышению внимания к страховому рынку со стороны государства и к переосмыслению роли страхования. Государство поддержало разработку законопроектов о введении новых обязательных видов страхования.

Усилился контроль над страховщиками со стороны надзорных органов. В 2010 году эти ведомства проделали огромную работу в части разработки законопроектов и организации пристального контроля над страховщиками.

Каковы основные проблемы отрасли?

Многие страховщики столкнулись с проблемой неплатежеспособности. Не только мелкие, но и средние компании покидали рынок. В прошлом году с уральского рынка ушли 43 компании, из них 23 — в результате отзыва лицензии. Процесс шел очень активно. Российский союз автостраховщиков (РСА), который занимается выплатами по ОСАГО пострадавшим по вине компаний-банкротов, завален исками. В ближайшее время процесс очищения рынка будет еще более динамичным, поскольку скоро вступят в действие законодательные требования по увеличению уставного капитала страховщиков.

В 2010 году обострилась проблема недобросовестного поведения страховых посредников — вывод на черный рынок бланков полисов ОСАГО, невозврат страховщикам денег от продажи полисов. Все это подрывает авторитет как добросовестных брокеров и агентов, так и самих страховщиков. На законодательном уровне уже взялись за решение этой проблемы. Федеральная антимонопольная служба подготовила проект закона, направленный на то, чтобы сделать более эффективным регулирование рынка посредников. Предполагается, что брокеры будут работать в соответствии со стандартом услуг, будет введено лицензирование брокеров, сертификация страховых агентов.

Несмотря на обещания некоторых участников рынка, по-прежнему актуальна проблема демпинга. Это касается, в первую очередь, страхования крупных рисков, имущества юридических лиц и автокаско. Все это, в конечном итоге, сказывается на платежеспособности компании, использующей подобный способ конкурентной борьбы. Со своей стороны могу сказать, что РОСГОССТРАХ в этих ценовых гонках не участвует — наши тарифы точно просчитаны и экономически обоснованны.

Почему на фоне медленно растущего рынка РОСГОССТРАХ демонстрирует существенный рост. В чем причина?

Столкнувшись с проблемой невыплат, страхователи стали более осознанно подходить к выбору страховой компании. К ним пришло понимание того, что полис нужно приобретать в надежной компании, и на протяжении последних двух лет можно было наблюдать переток клиентов из небольших и неблагополучных компаний в компании-лидеры. В пользу нашей компании сыграл и 90-летний опыт работы.

Вторая причина — в активности самой компании, в улучшении страховых программ, в том, что мы делаем страхование более доступным: работает новый сайт компании, на котором размещены калькуляторы по основным продуктам; и в чате на сайте, и по телефону операторы call-центра круглосуточно дают консультации; компания активно представлена и в социальных сетях. Мы открываем новые офисы и точки продаж по всей России, продолжаем масштабный проект по набору агентов и страховых консультантов. Сейчас наш агентский корпус уже превысил 65 тыс. человек в целом по России, из них 1 000 работает в Тюменской области. Ведется качественное системное улучшение персонала на всех уровнях.

Что ждет клиентов компании в год 90-летия?

В честь 90-летия компании мы даем 90 обещаний, выполнив которые, мы улучшим наш сервис — то есть станем еще надежнее, ближе и удобнее для наших клиентов. Например, обещание, которое уже выполнено — SMS-информирование клиентов о статусе выплатного дела. Мы также работаем над тем, чтобы клиент по ОСАГО мог выбрать: получить выплату деньгами или отремонтировать автомобиль на СТО. Все 90 обещаний опубликованы на нашем сайте www.RGS.ru

Каковы основные тенденции развития страховой отрасли в ближайшие год-два?

Количество компаний будет сокращаться. С одной стороны, из-за проблем с платежеспособностью, с другой — в связи с требованиями по увеличению уставного капитала с 2012 года. Кто-то уйдет достойно, кто-то попытается заработать напоследок. Пока не ясно, сколько компаний не удовлетворяют новым требованиям. Но мы должны пройти этот период очищения, на рынке останутся только серьезные надежные страховщики, которые будут развивать его, повышать страховую культуру людей, и страхование станет более популярным.

Страховщикам предстоит сложная работа по подготовке к введению новых обязательных видов страхования, в частности — обязательного страхования опасных объектов (ОПО).
Оздоровлению рынка будут способствовать упорядочение добровольных видов (в частности, планируется разработка стандартного договора каско) и планируемые изменения в обязательных видах, прежде всего, ОСАГО. Обсуждается введение безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ), увеличение лимитов ответственности страховщиков. Последнее, безусловно, приведет к удорожанию полиса ОСАГО, однако, в конечном итоге приблизит нас к европейской практике и к более качественному возмещению ущерба.

В части сборов ожидаемый рост рынка в этом году составит 9–11% к прошлому. Прирост сборов ожидается во всех сегментах. Этому будет способствовать развитие потребительского и ипотечного кредитования, восстановление корпоративных программ страхования, продление программы утилизации старых автомобилей

Беседовал Сергей Панкратов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку