Подробно...

20.07.2011 00:00

А. Фурсенко обсудил направления и содержание изменений в образовании и науке с членами Совета молодых учёных РАН   http://www.eduhmao.ru/news/7/21514/

14 июля Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко провёл неформальную встречу с молодыми учёными из Российской академии наук. Во время встречи обсуждались идеология изменений, перспективы, проблемы и пути их решения в сфере науки и образования.

Министр и молодые учёные согласились, что главная проблема в образовании сегодня - не в форме обучения, а в тотальной незаинтересованности школьников в получении знаний. "Надо возродить желание учиться - до тех пор, пока дети не будут хотеть получать знания, ничего не изменится. Менять надо менталитет, причем на уровне всего общества, - начиная с детских садов", - подчеркнул Министр.

На встрече также обсуждалась реформа системы образования. Молодые учёные понимают, что в России необходимо создать современную образовательную систему без "ручного управления", то есть не отдельно решать конкретные проблемы каждой школы, а построить комплексную и эффективную систему в образовании, которая не будет зависеть от личности того, кто им руководит. Члены Совета молодых учёных РАН поддержали такой подход и предложили объединить усилия в общем деле совершенствования образования.

При обсуждении проблем развития науки в России, А.Фурсенко выделил 3 необходимых элемента современной организации науки:

       - "ядро" науки, которое должно обеспечивать воспроизводство "среды науки", получение новых фундаментальных знаний;

       - контрактная система приоритетов - коллективы, группы учёных, работающих по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на конкурсной основе;

       - инновационный пояс личной инициативы, обеспечивающий различные проекты прикладного и поискового характера, коммерциализацию научных достижений.

В разговоре учёные сделали акцент на том, что простое увеличение финансирования может способствовать укреплению неэффективной системы и не решит задачи развития науки. Они подчеркнули важность и необходимость квалификационных критериев в конкурсных процедурах. Для этого они предложили отсеивать часть проектов, участвующих в грантах, на первом этапе по формальным признакам уровня квалификации. Министр поддержал эту идею.

Андрей Фурсенко подчеркнул важность таких встреч, необходимость преодоления информационного разрыва, который иногда возникает между обществом и министерством. Планируется, что следующая встреча Министра и членов Совета молодых учёных Российской академии наук будет посвящена проблемам развития науки в России.

Источник>>   

*              *                  *

На Северном Кавказе появится новый университет  http://www.eduhmao.ru/news/7/21523/

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании университета в Северо-Кавказском федеральном округе. Первый набор студентов будет произведен уже в сентябре 2012 года. Финансирование этого проекта до 2015 года предполагает 7 миллиардов рублей, 6 миллиардов рублей из которых составят федеральные средства, а 1 миллиард рублей вложит сам регион и представители бизнеса.

Новый федеральный университет создается в результате реорганизации других учебных заведений. Так, университет фактически должен быть создан в течение семи месяцев на базе Ставропольского технического университета с возможностью подключения к нему Ставропольского госуниверситета и нескольких техникумов. "Образуется костяк для качественного образования, который способен собрать лучшие силы, решить образовательные задачи на уровень выше, чем сейчас", подчеркнул Дмитрий Медведев в ходе встречи со своим полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным.

Согласно указу президента, программа развития университета будет одобрена в десятимесячный срок, в ней будет предусмотрено присоединение к университету не только образовательных госучреждений, но и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений. "Задача непростая. Переходный период может составить около пяти лет", - сказал Хлопонин.

"На что бы я специально обратил внимание, так это на развитие диалога между различными конфессиями внутри мусульманской диаспоры. Нужно чтобы этот диалог развивался на современном уровне и чтобы в нем принимали участие представители мусульманского духовенства, а стало быть и представители образовательных структур. Я в этом ключе смотрю на создание нового университета, который должен синтезировать все образовательные потоки, существующие в округе. Все это позволит создать новый современный образовательный продукт", - заявил Медведев.

Со своей стороны Хлопонин заявил, что одно из направлений университета - создание светской исламской модели. "Это подготовка специалистов в области исламоведения", - пояснил Хлопонин.
"У нас есть и другие учебные заведения, которые готовят мусульманское духовенство. Но должны быть и центры, где исследование тех или иных догматов осуществляется не только с позиций соответствующей конфессии, но и просто с общефилософских позиций", - заключил президент.

*              *                *

Болотов: вузы не публикуют на сайтах нежелательную для них информацию http://www.eduhmao.ru/news/7/21515/

РИА Новости совместно с Высшей школой экономики (НИУ-ВШЭ) по инициативе Общественной палаты РФ в рамках проекта "Социальный навигатор" провели мониторинг открытости сайтов российских вузов для абитуриентов. Первые итоги мониторинга комментирует вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, что в новом рейтинге вам представляется особенно важным?

- Прежде всего, этот рейтинг не является рекламной акцией. В России известны анекдотические примеры, когда учебные заведения инициировали создание рейтингов с такими параметрами, которые гарантировали им лидирующие места. Отсюда, кстати, всеобщее недоверие к рейтингам, и представленный мониторинг – один из шагов на пути преодоления подобного недоверия. Никакого заказа и никакой рекламы здесь нет – все данные абсолютно объективны.
Мониторинг по содержательности каждого из параметров предметно интересен для абитуриентов и их родителей. Так, абитуриентам, желающим учиться в другом городе, важно знать, обеспечит ли ему вуз место в общежитии. По информации сайта они могут узнать все заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
В целом же рейтинг наглядно показывает, в каких вопросах, связанных с приемной кампанией, вузы более склонны "темнить", а в каких они более открыты.

- Весьма болезненная для вузов тема — количество платных мест и плата за обучение. Например, 30 процентов вузов не публикуют на сайтах данные об оплате. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Насколько я себе представляю практику назначения цены обучения, обычно в регионах имеет место "равнение на ведущий вуз". Сначала цену по каждому направлению подготовки выставляет ведущий вуз региона, а все остальные, понимая свое место на рынке, определяют цену позднее. Когда верхняя планка установлена, можно играть на понижение.
Казалось бы, цена обучения одного "коммерческого" студента в вузе должна соответствовать затратам на обучение одного бюджетного. Но на самом деле это далеко не всегда так. Причем чаще государство платит больше, чем родители. Дальше получается ситуация, когда за "коммерческого" студента с его родителей берут, условно говоря, 500 рублей в год, а за "бюджетного" государство дает 1000 рублей. А учат их одинаково. Это значит, что излишки бюджетных средств направляются на обучение "коммерческих" студентов, то есть налицо "нецелевое использование средств", которое может вызвать интерес прокуратуры.
Нужно понимать, что плата за обучение определяется изменениями демографической ситуации, спросом на то или иное направление подготовки, то есть ситуацией на рынке в целом. А маркетинговый анализ ситуации вузы чаще всего могут провести уже после того, как поданы все документы. С этим, кстати, связан и тот факт, что количество платных мест тоже публикуют не все. Часто вузы просто не в состоянии оценить точно, какого ожидать конкурса...

- Еще одна проблема - статистика приема прошлых лет. Около 40% государственных вузов и подавляющее большинство негосударственных ее не публикует.

- Скорее всего, в эти вузы поступают с такими низкими результатами, что это может отпугнуть потенциальных абитуриентов. Характерно, что такие данные не публикуют негосударственные вузы – демографическая ситуация сейчас такова, что в большинство из них поступают люди, которых не взяли больше вообще никуда. Показывать реальный уровень своих абитуриентов на сайте  - как-то стыдно. По той же причине не все публикуют минимальные баллы, с какими можно было быть принятым в данный вуз. Это достаточно серьезная характеристика - характеристика контингента, и кое-кому тут "похвастаться" нечем.

- Как вы считаете, какими еще параметрами можно было бы обогатить мониторинг?

- На мой взгляд, стоит продолжать развивать подобные мониторинговые исследования в целом. Конкретно этот рейтинг выполняет свои функции - добавить к нему нечего. Однако есть еще несколько направлений, пока никак не затронутых проектом "Социальный навигатор", хотя были бы очень полезны.

Для многих родителей важна криминогенная ситуация в вузе. Соответственно, статистика по преступлениям, совершенным студентами этого вуза за то или иное количество лет, была бы очень полезна. Но это вопрос уже не к вузам, а к правоохранительным органам.

Очень интересна информация о возможностях, какие вуз может предоставить аспирантам — например, участвуют ли они в научных проектах? Как эта деятельность оплачивается? Какова вообще ситуация в вузах с аспирантурой?

Уверен, всем были бы интересны данные о зарплатах выпускников бакалавриата и магистратуры. Известно, что почти все магистранты работают - а сколько получают те, кто работает по специальности?

И есть еще много вопросов, которые можно было бы рассмотреть с использованием схожих методик.

Источник>>   

*              *                *

2-ая волна ЕГЭ завершается в России  http://www.eduhmao.ru/news/7/21449/

В России завершается вторая волна Единых госэкзаменов (ЕГЭ) - 18 июля выпускники смогут сдать ЕГЭ по любому предмету, включая обязательные – русский язык и математику, передает ИТАР-ТАСС.

Согласно правилам, во второй волне приняли участие те, кто не имел возможности сдать ЕГЭ в основные сроки в мае-июне. Среди них – закончившие учреждения начального и среднего профобразования в текущем учебном году, также выпускники прошлых лет и те, кто получил среднее общее образование за рубежом и тоже не попал в первую волну.

Кроме того, писали ЕГЭ и выпускники текущего года, пропустившие сдачу экзаменов в основные сроки по болезни или семейным обстоятельствам, а также получившие «двойку» по одному обязательному предмету и по уважительным причинам не воспользовавшиеся правом пересдать его в резервные дни в июне.

Напомним, в первой волне ЕГЭ участвовали почти 730 тыс выпускников школ, что на 10% меньше, чем в прошлом году.

Досрочно с 20 по 30 апреля сдали ЕГЭ 1,3 тыс выпускников из 62 регионов. Среди них те, кто выезжает на учебу за рубеж, направляется на лечение, спортсмены.

Добавим, вступительная кампания в вузы также близится к завершению, документы у абитуриентов будут приниматься до 25 июля (поступление только по результатам ЕГЭ).

При этом в университетах, где выпускникам необходимо пройти дополнительные вступительные испытания, прием документов уже завершен. 

*              *                *

Минобрнауки отдаст регионам свои подведомственные колледжи и техникумы http://www.eduhmao.ru/news/7/21447/

Министерство образования и науки РФ передаст в региональное подчинение свои подведомственные учреждения начального и среднего профессионального образования, сообщил в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости заместитель директора департамента профобразования Минобрнауки Николай Михайлов.

"В течение этого года большая часть средних профессиональных учебных заведений будет передана в регионы. Этот процесс идет уже сейчас. Министерство старается прислушиваться к позиции регионов и самих образовательных учреждений. Часть колледжей и техникумов оказывается в структуре вузов, частично они уходят на региональный бюджет, какое-то количество средних профессиональных учебных заведений, вероятно, останется в ведении министерства образования, но их будет очень немного", - сказал Михайлов.

Он отметил, что если с начала года учреждений среднего профобразования, подведомственных министерству, было более 700, то к концу года их может остаться около 100.

"Это прежде всего связано с тем, что специалисты, которых выпускает как начальное, так и среднее профобразование, необходимы прежде всего на региональном уровне. Регионы четко знают и понимают, какие специалисты им нужны. Почему министерство должно командовать этими областями, если мы не знаем, сколько специалистов надо в том или ином регионе?", - сказал замдиректора.

По его словам, в министерстве надеются, что все или большая часть переданных регионам колледжей и техникумов сохранится.

Источник >>    


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку