Подробно...

24.02.2009 00:00

Программа «Без посредников» с заместителем председателя Правительства Югры по вопросам образования, науки и внешним связям А. Майоровым

Ведущая: Здравствуйте! Вечер на телеканале «Югра» продолжит программа «Без посредников». В Ханты-Мансийском автономном округе появится институт образования коренных малочисленных народов Севера Российской академии образования. На каком этапе сейчас находится создание этого института, и как он повлияет на образование коренных малочисленных народов Севера в течение ближайших 15 минут, мы поговорим с заместителем Председателя Окружного Правительства по вопросам образования, науки и внешним связям Алексеем Майоровым. На каком этапе сейчас создание Института коренных малочисленных народов Севера?

Алексей Майоров: На сегодняшний день на самом первоначальном этапе, есть базовое соглашение, по которому создастся этот научно исследовательский институт и есть некоторые рамки его деятельности. Все остальное пока в стадии обсуждения, переговоров, договоренности. Сразу хочу сказать, что за пределами Москвы существует 6 институтов Российской академии образования, и у нас будет 7-ой, который создается с распоряжения Правительства Российской Федерации. Идет разработка проекта Устава и подготовка распоряжения Правительства РФ.
Ведущая: Какую главную проблему призван решить этот институт?

Алексей Майоров: Он призван решить даже 3 главных проблемы. Институт будет решать проблему образования коренных малочисленных народов Севера и здесь целый комплекс проблем, характерных для округа: проблема языка, особенно хантыйского. В нем на сегодняшний день нет алфавита и лигитивно - письменной речи. Проблема наличия текстов и на хантыйском и на мансийском языках, текстов, написанных специально для детей. Очень устаревшие либо отсутствующие учебно-методические комплекты по языковым предметам. Этот комплекс проблем будет решаться. Второй комплекс проблем: вовлечение в широкий оборот богатства, накопленного в округе по исследованию культуры финно-угорских народов, по исследованию обычаев и т.д. Пока этот пласт лежит без существенного использования. Если мы вовлечем в оборот образования и дадим доступ к нему детям, чтобы они им овладевали – это будет большим шагом вперед. Третий пласт: институт, как инструмент развития национальной науки. Потому что за созданием института следует создание аспирантуры, докторантуры. За созданием института следует финансирование научных исследований и не только в сфере образования. За созданием института стоит возможность проведения экспертизы всех учебников, которые создаются по тематике коренных малочисленных народов Севера, потому что это поручено Российской Академии образования. Здесь есть чем заняться.

Ведущая: Получается, что зря интеллигенция из числа коренных малочисленных народов Севера бьют тревогу, что якобы новые российские образовательные стандарты не нуждаются в региональной специфике?

Алексей Майоров: А вот здесь они не зря бьют тревогу. Потому что это не связанные немножко процессы. Что произошло со стандартами? У нас есть федеральный компонент, есть национальный, региональный и школьный. То в соответствии с изменениями, которые были внесены около года назад в законодательство, эта схема отменяется. На основе федерального стандарта сами образовательные учреждения делают набор тех предметов, которыми они будут обучать. Здесь кроется опасность, мы пытались подстраховаться в этом отношении. И в округе принят закон о государственном общественном правлении. Хотя некоторая обоснованная тревога здесь остается.

Ведущая: Насколько активно в этой связи, ведь на территории округа 39 школ с этнокультурным компонентом, развиваются управляющие советы?

Алексей Майоров: В соответствии с законом они должны быть созданы везде, но от созданных до реально действующих есть, согласитесь, шаг. На сегодняшний день мы фиксируем оптимизацию деятельности советов. Совет начинает действовать, когда у него появляется реальная работа. А с сентября этого года школы округа перешли на новую систему оплаты труда. Одним из пунктов является участие общественности через этот совет в распределении фонда надбавок к доплате. Как только у совета появляется реальная деятельность , так он сразу начинает действовать неформально. Насколько родители будут влиять на содержание образование, насколько родители будут следить за отчетностью директора школы – вопрос, который зависит только от родителей. Все права у них есть. Руководителей этих советов мы обучаем, говорим об их правах и обязанностях.

Ведущая: Представители коренных малочисленных народов Севера готовы участвовать в работе школы и есть примеры, для того чтобы на этой стадии отстоять изучение родного языка?

Алексей Майоров: Одно дело дать возможность для изучения языка, а другое дело в том, чтобы люди поняли, что в изучении языка есть смысл. К радости, с каждым годом мы фиксируем увеличение количества детей, которые изучают хантыйский и мансийский языки: 2006г. – 1810 человек, изучающих языки, 2007г. – 2041 человек, 2008г. – 2800 человек. Было 41%, а сейчас 55% детей из коренных малочисленных народов Севера, изучающих родной язык. Многие из них не владеют языком и изучают родной язык, как иностранный.

Ведущая: Может быть, в этом закономерность современного мира?

Алексей Майоров: С одной стороны, да. Если ребенок не владеет родным языком, хантыйским или мансийским, приходит из школы и спрашивает у родителей: зачем мне учить этот язык? Где он пригодится в жизни? Ответ на этот вопрос не очевиден. И поэтому полагаться только на мнение родителей, тоже не совсем правильно. Поэтому наша задача с одной стороны создать условия, с другой стороны сделать их привлекательными, чтобы в силу разных причин люди выбирали, учили родной язык.

Ведущая: Спасибо, что нашли время придти к нам в студию. До новых встреч!


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку