Как сказались экономические потрясения на инвестиционных проектах правительства Югры? Сохранятся ли инвестиции в строительство? Увидят ли в ближайшем будущем жители Ханты-Мансийска ветку юнибусов от Экспо-центра до ЮГУ? Почему окружной кардиоцентр будут строить итальянцы? Эти и другие вопросы мы задали зампреду Правительства по вопросам инвестиций и инноваций Кириллу МОРОЗОВУ.
— Кирилл Львович, сегодня инвестирование в строительные проекты многим представляется неоправданным. Между тем продолжает свою работу «Юграинвестстройпроект» — девелоперская структура Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда, значительная доля активов которого принадлежит правительству округа. Чем вызвано желание правительства вкладывать средства в строительство?
— Дискуссии о целесообразности привлечения пенсионных резервов в строительство ведутся постоянно, но у нас на этот счет твердая позиция: итоги 2008 года показали, что инвестиции в ценные бумаги в кризис не только не дают доходности, но и не позволяют даже надеяться вернуть то, что вложили. Наши коллеги — негосударственные пенсионные фонды в других регионах — потеряли от 20 до 30 % активов, в то время как ХМПНФ закончил год пусть с небольшой, но положительной доходностью. Вообще вложения в ценные бумаги более рискованны: в случае банкротства компании стоимость активов может снизиться практически до нуля, а построенное жилье практически всегда себя окупает: его может разрушить только землетрясение, да и на этот случай все активы застрахованы.
Компания «Юграинвестстройпроект», действительно, была создана по инициативе правительства. У нас был положительный опыт инвестирования резервов Ханты-Мансийского негосударственного фонда в строительные проекты — на протяжении нескольких лет мы получали доходность от 35 до 50 % годовых. Мы таким образом решали сразу две задачи: во-первых, приумножали средства, направленные правительством в негосударственный пенсионный фонд, во-вторых, способствовали развитию экономики округа и решению социально-экономических задач. Как ни странно, у нас получалось ловить одновременно двух зайцев. Сами посудите: на 4 млрд рублей, выделенных на строительство жилья негосударственным пенсионным фондом, дополнительно было привлечено около 10 млрд инвестиций и кредитов. В качестве партнеров выступают инвестиционная компания «Мир», управляющая компания «Лидер» НПФ «Газфонд», компания «Ренессанс», Ханты-Мансийский банк и Сбербанк, были размещены два облигационных займа. Таким образом, совокупный объем строительства рассчитывался уже исходя из этих средств. В 2008 году ЗАО «Юграинвест-стройпроект» ввело более 30 тыс. кв. метров жилья, но это не характеризует тот задел, который был сделан. Мы поставили перед собой план на 2009 год: 150 тысяч квадратных метров, и из них 45 тысяч уже было введено в первом полугодии. По факту компания стала опорным игроком для стройиндустрии, обеспечив рынок как заказами, так и привлеченными денежными средствами.
Получив опыт доходных вложений в недвижимость в течение нескольких лет, мы решили не ограничиваться ролью порт-фельного инвестора, поскольку на тот момент в строительном комплексе региона назрела другая проблема — все участ-ники рынка применяли лишь так называемую «точечную» застройку — осваивали небольшие земельные участки с перспективами ввода нескольких тысяч квадратных метров. Недостатки этого метода очевидны: высокая себестоимость строительства, проблемы с инфраструктурой, недостаточные темпы ввода жилья. Изменить ситуацию мог только мощный девелоперский проект, предполагающий комплексное освоение территории с одновременной застройкой десятков тысяч квадратных метров.
— Поскольку на тот момент игрока, способного «потянуть» комплексную застройку, на рынке не было, вы решили его создать?
— Практика показывает, что так и произошло. Так, по данным департамента строительства АО, по итогам первого полугодия 2009 года в автономном округе есть около 450 тысяч квадратных метров жилья, находящегося в стадии готовности 70 % и выше. Из этих 450 тысяч более трети — 190 тысяч квадратных метров — построено ЗАО «Юграинвестстройпроект». На второй позиции этого своеобразного рейтинга находится компания с 20 тысячами квадратных метров, у остальных еще меньше. Радует большое число застройщиков — их около 25 — но очевидно, что в отсутствие вышеупомянутой девелоперской структуры комплексные проекты застройки в регионе не были бы реализованы до сих пор.
— Как изменились планы у этой компании в период глобальных экономических потрясений?
— Безусловно, планы по вводу жилья у компании «Юграинвестстройпроект» были масштабные, и на тот момент это было вполне оправдано конъюнктурой рынка и размерами стимулирования правительством и кредитными организациями. Но мы уже тогда понимали, что любой растущий рынок рано или поздно переживает период стагнации. Мы были готовы, и когда наступили трудные времена, пересмотрели ряд проектов. Произошли разумные сокращения: было бы крайней наивностью продолжать выполнять принятые планы без оглядки на экономическую ситуацию. Были сформированы три портфеля. Первый, куда вошли проекты с высокой степенью готовности, будет полностью осуществлен в 2009–2010 годах. Одновременно будет вестись работа и по остальным проектам, где готовность несколько ниже. Дальнейшая деятельность зависит от спроса на рынке. По нашим оценкам, в 2009 году с учетом господдержки на рынок выйдет около 6,5 млрд рублей кредитов, что дает повод для оптимистичных прогнозов. И если май и апрель характеризовались нулевыми показателями кредитования, то сегодня мы приближаемся к январским объемам, 150—200 кредитов на льготных условиях ежемесячно. Стоит также учесть сезонные особенности рынка — осенью, после периода отпусков, спрос на жилье будет нарастать. Это позволит не только достроить запланированные объемы жилья, но и создать задел на будущее.Потенциал двух крупных проектов — «Никольского» и «Александрии» — около 500 тыс. квадратных метров. По итогам 2009 года по ним будет сдано 100—120 тыс. квадратных метров. Таким образом, в 2010 год мы вступим подготовленными, и нам не придется сломя голову решать, что делать с внезапно выросшим спросом на жилье.
— В 2009 году объем вложений в экономику сократился на 20 % по сравнению с предыдущим годом. Какие отрасли пострадали наиболее серьезно, какие, наоборот, незначительно?
— Для Югры всегда была характерна определенная моноукладность: промышленную политику во многом определяют неф-тегазовые компании — на эту отрасль приходится около трех четвертей всех инвестиций. В начале года, когда стоимость нефти на мировом рынке не превышала 40 долларов за баррель, некоторые из компаний предполагали пересмотреть свои инвестиционные планы в сторону уменьшения — в первом полугодии приток инвестиций сократился на 17 %. Однако сегодня, когда стоимость барреля превышает 70 долларов, программы не только не сокращаются, а даже местами пересматриваются в сторону увеличения. Одно из последних знаковых событий, подтверждающих это: компания «ЛУКОЙЛ» практически втрое увеличила объемы социального партнерства на территории округа. Понятно, что эти решения нефтяники принимают, руководствуясь рыночными прогнозами, и уж с инвестиционными планами у них все в порядке.Значительно упали инвестиции в оптовую и розничную торговлю — на 60 %, в сферу коммунальных, социальных, персональных услуг — на 60 %, сельское хозяйство — на 40 %, производство и распределение воды и газа — на 20 %, строительст-во — на 23 %.Естественно, мы делаем все, чтобы не останавливаться в развитии. Правительством принят ряд программ развития, в том числе инновационная программа, которая предусматривает создание фонда венчурных инвестиций. Мы направим на эти цели не менее 150 млн рублей, еще столько же направит федеральный бюджет, еще 300 миллионов рублей мы привлечем посредством частного финансирования. Кроме этого, в программе заложены и другие мероприятия — деятельность технопарка, и т. п. Разрабатывается программа развития нефтегазохимии, которая позволит обеспечить зеленый свет этой отрасли на законодательном уровне. Активно обсуждается программа развития лесопромышленного комплекса. Отдельное внимание уделяем развитию малого и среднего бизнеса. Недавно на экспертно-консультативном совете было выдвинуто практически революционное предложение: включить субъекты малого и среднего бизнеса в отраслевые программы здравоохранения, образования, сельского хозяйства и другие. Эта работа будет проведена во втором полугодии 2009 года.
— В какой стадии находится совместный проект с Ивановской областью по созданию текстильно-промышленного кластера?
— Ивановские коллеги активно работают над этим проектом, привлекают инвесторов. Мы договорились, что в рамках этого проекта в Ивановской области будут размещены заводы, производящие текстиль на базе производных от переработки нефти и газа. В Югре же разместятся предприятия по переработке жидких углеводородов. Проект сложный и непростой, но мы двигаемся в этом направлении, несмотря на сложную экономическую ситуацию.
— Недавно в правительстве Югры прошла встреча с итальянскими компаниями, которые могут вложить средства в строительство кардиоцентра и двух дорожных объектов. Раньше государство предпочитало строить такие объекты на бюджетные средства. Что изменилось?
— Работа с потенциальными партнерами, готовыми «вкладываться» в традиционно бюджетоориентированные отрасли — это лишь небольшая верхушка айсберга под названием «новые подходы к работе по привлечению средств на строительство социально значимых объектов». В масштабах мировой экономики мы здесь не создаем ничего нового: концессионные соглашения в рамках государственно-частного партнерства давно практикуются в США, Канаде, государст-вах Западной Европы. В качестве примера можно вспомнить тоннель под Ла-Маншем: проект межгосударственного значения был реализован целиком и полностью на средства частных инвесторов.
У концессии есть два способа «отбить» вложенные средства: либо путем получения прибыли с объекта, как в случае того же тоннеля под Ла-Маншем либо, в случае строительства мало коммерциализируемых объектов, посредством продажи их правительству. Для нас это очевидное преимущество: уровень строительной инфляции и кредитная банковская ставка несопоставимы. Дав возможность инвесторам взять кредит и построить объект в нормативные сроки, а затем выкупив его, мы потратим значительно меньше реальных средств, чем при постройке на бюджетные деньги в течение нескольких лет. Кроме того, все это время объект, будь то дорожная развязка или кардиоцентр, будет работать.
Тема сложная и непростая, с определенными законодательными пробелами. Уже принят на федеральном уровне закон «О концессионных соглашениях», в Югре готовится к принятию закон «О государственно-частном партнерстве» — он заложит основные правила взаимодействия с инвесторами.Наиболее привлекательным для итальянских инвесторов объектом на сегодня является кардиологический центр: по нему уже готова проектно-сметная документация, заданы условия к инвестору, есть решения по земельным участкам с освобождением от обременения. Словом, все готово, чтобы прийти, вложить деньги и начать строить — работа в этом направлении продолжается.
— Увидят ли в ближайшем будущем жители Ханты-Мансийска «струнный транспорт Юницкого»?
— Увидят, но не в ближайшее время. Изначально планировалось запустить линию юнибусов от Экспоцентра до здания Югорского госуниверситета. Проект предполагал определенные инвестиции со стороны автономного округа, но после корректировок бюджета мы приостановили его в части капитальных затрат. Наши партнеры продолжают разрабатывать проектно-сметную документацию, и я надеюсь, что мы вернемся к «транспорту Юницкого», когда экономическая ситуация позволит.
Беседовал Александр ЖЕЛУДКОВ