Подробно...

08.07.2010 00:00

Он направлен на повышение эффективности всех университетских структур и повышение качества подготовки выпускников. Оптимизацию административно-управленческого персонала предложено начать с ректората. В новой структуре управления предполагается вместо 9 проректоров сохранить лишь 4-х по основным направлениям функционирования университета. При этом профессорско-преподавательский состав не сокращается. Структура и состав обслуживающего персонала приводится в соответствие с нормативами.

Чем обусловлена столь масштабная реструктуризация? Можно назвать 3 основные причины.

1. Необходимость повышения эффективности функционирования всех университетских структур.

На основании решения Ученого совета от 28 мая 2010 года 10 образовательных подразделений университета – институтов и факультетов преобразованы в 5 учебных институтов и Институт заочного и дополнительного образования. Преобразование осуществлено с учетом подготовки каждым институтом выпускников в рамках соответствующей УГС (укрупненной группы специальностей). В структуре самих институтов проведено укрупнение кафедр и вместо 43 организованы 31 кафедра. Это позволяет сконцентрировать научно-педагогический потенциал на кафедрах, в рамках направлений подготовки выпускников, и институтах - в рамках УГС. Такой принцип концентрации научно-педагогического потенциала позволяет повысить эффективность его использования на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, послевузовская).

В административно-хозяйственных, финансовых, юридических и других структурных подразделениях сопровождающих основной образовательный процесс предложены изменения связанные с устранением дублирования некоторых функций отделов и управлений, оптимизацией регламентов, документооборота и сроков исполнения поручений.

2. Необходимость повышения качества и подготовки выпускников.

Проблема качества обучения – общая проблема всей системы высшего профессионального образования в целом. Это и требования к высокой квалификации преподавательского состава и создание условий для формирования высоких профессиональных компетенций выпускников, соответствующих условиям инновационной экономики. Эта задача достигается за счет снижения аудиторной нагрузки преподавателей, высвобождая время для научной работы и подготовки к защите диссертационных исследований. Повышение квалификации преподавателей, увеличение числа защищенных ими кандидатских и докторских диссертаций ведет к качественному улучшению уровня подготовки выпускников. Введение новых форм организации учебного процесса, таких как перенос образовательной площадки на территорию работодателя, создание производственных полигонов и др., позволит приблизить процесс обучения к реальной производственной ситуации.

3. Подготовка к повторному лицензированию и аккредитации университета.

Ее прохождение совпадает с окончательным переходом к системе уровневой подготовки студентов в РФ и полным отказом от планирования федерального заказа на подготовку студентов по специальностям в 2011г. В связи с этим ряд выпускающих кафедр, завершая доучивание по программам специалитета, не сможет пополнить контингент студентов при отсутствии лицензированных программ подготовки бакалавров и магистров, а, следовательно, не будет иметь учебной нагрузки. Такая ситуация складывается, например, при подготовке филологов. Сейчас три кафедры ведут подготовку дипломированных специалистов с различными специализациями: русский язык и литература; языки и литература народов России, а также по специальности «Родной язык и литература». В новых образовательных стандартах перечисленные специальности заменены одним направлением подготовки – филология. При этом подготовка бакалавров филологов осуществляется на кафедре русского языка. Такая ситуация требует принятия решений по сохранению кадрового потенциала и использования его для решения таких задач как лицензирование магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру открытие диссертационного совета, активизация и расширение научных исследований и т.д. Предложено объединить кафедру русского языка, кафедру мансийской филологии и кафедру общего языкознания и уралистики в кафедру филологии, что позволяет более эффективно решать эти задачи, соответствует образовательным стандартам 3-го поколения и обеспечивает устойчивость работы кафедры. Углубленное изучение русского языка, а также хантыйского и мансийского языков и национальной литературы возможно в рамках магистерской подготовки. Именно в магистерских программах будет происходить в новых условиях углубленная специализация студентов на тех или иных вопросах филологии.

Требования процедуры аккредитации предполагают наличие обеспеченных направлений подготовки не менее чем по 7 укрупненным группам специальностей (УГС). Это означает, что по 7 УГС должны реализовываться образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Необходимость выполнения этого требования также требует укрупнения кафедр, которые могут обеспечить такую подготовку.

Подготовка бакалавров по направлению «Экология и природопользование» осуществляется на двух кафедрах университета: регионального природопользования и экологии. Предложено объединить эти кафедры, создав кафедру экологии и природопользования, что позволит сконцентрировать усилия по расширению спектра магистерских программ. Это создает дополнительный стимул для повышения научной квалификации преподавателей – ведь магистерские программы обучения могут вести только доктора наук.

Таким образом, проводимая в ЮГУ реструктуризация - процесс объективно обусловленный, вызванный как внутренней потребностью, так и внешними обстоятельствами, связанными с реформой высшего образования в Российской Федерации.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку