По всей стране на производстве не хватает квалифицированных кадров. Социологи судорожно исследуют рынок труда и предпочтения выпускников школ относительно будущей профессии. Только старшеклассники спят и видят себя студентами «универа», надеясь кто на собственные силы, кто на родителей, а кто и просто на чудо – авось повезет, «пролезу» хоть в какой-нибудь вуз, хоть на какую-нибудь специальность, но желательно экономическую или юридическую. Да и родители неустанно твердят, что без высшего образования «сегодня никуда». Средние специальные учебные заведения рассматриваются ими только в качестве «запасного парашюта» в случае провала на вступительных экзаменах в вуз. Хотя в советские годы средние специальные учебные заведения не отставали от вузов, а учебную программу, рассчитанную на пять лет, учащиеся ссузов проходили за три-четыре года.
О жизни современного колледжа корреспондент ИА «Югра-Информ» в праздничный день побеседовал с директором Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Ольгой Бывалиной. Под её присмотром – 2 126 учащихся и самое первое профессиональное учебное заведение округа, престиж которого непоколебим вот уже 78 лет. Сегодня колледж имеет международную сертификацию качества образовательных услуг и входит в сотню лучших ссузов России.
Последние 10 лет в стране бытует мнение, что в средние учебные заведения поступают не очень успешные выпускники школ. Что сегодня делает ссуз, чтобы опровергнуть ошибочные взгляды?
Это мнение неправильное. У нас есть выпускники, окончившие школы с медалями, есть те, которые уже имеют среднее образование, но поступают на другую специальность. К нам как раз идут те, кто уже определился со своей будущей профессией, и те, кто желает быть полезным и нужным на рынке труда.
В наших силах в первую очередь качественно готовить специалистов, обязательно учитывать востребованность профессий, вводить дополнительные специализации и квалификации, делать профессионально мобильными выпускников ссузов.
А популярность педагогических специальностей (особенно дошкольное образование) с каждым годом возрастает. Что касается юридических и других специальностей, на них точно такой же конкурс, как и в вузы. Наверное, должно пройти время, чтобы восстановить престиж профессии учителя.
Какие направления работы вашего учреждения можно назвать актуальными?
Прежде всего здоровьесберегающая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, гражданское сопровождение нашего специалиста и многое другое. У нас каждый год открываются новые специальности, согласно современным требованиям. Например, в этом году мы сделали набор по квалификации «профессиональное обучение» (по отраслям), где будут готовить мастеров производственного обучения, которые потом придут в другие учреждения нашего округа. Это совершенно новая для нашего региона специальность. Мастер работает на программах начального профессионального образования и готовит специалистов начального профессионального образования. В этом году мы набрали 50 человек.
Какими ещё новшествами вы можете похвастаться?
В 2007 году на базе Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа организовано кадровое агентство для организации временной занятости студентов во внеучебное время и оказания помощи в трудоустройстве выпускников колледжа, мониторинга закрепляемости выпускников колледжа на рабочих местах.
Большинство наших выпускников после окончания колледжа находят работу в учреждениях и предприятиях города, округа именно благодаря нашему агентству. Например, в прошлом году выпустили 225 человек, но в связи с реорганизацией общее количество увеличилось до 515. Из всего этого потока те, кто обратились в кадровое агентство, уже работают. Специалистам осталось найти работу лишь пятерым выпускникам. Ежегодно мы приглашаем работодателей за полгода до выпуска, на самопрезентацию будущих выпускников. Это значит, что у ребят появляется шанс ещё до окончания колледжа найти себе работу и за оставшееся время готовиться к конкретной должности.
Наши филиалы открыты в Нягани, Советском и Белоярском.
Но, пожалуй, последним нововведением является работа в направлении дошкольного образования. Девушки при желании всегда могут дополнительно получить вторую рабочую специальность няни с основами предпринимательской деятельности.