Подробно...

18.10.2010 00:00

Ведущий: Это программа «Без посредников». Меня зовут Алексей Кудрявцев. Здравствуйте!  Дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети Югры, меньше не становится. Как ведут себя школьники на дорогах и знают ли они правила дорожного движения? На эти вопросы прямо сейчас готова ответить первый заместитель директора департамента образования и молодежной политике Югры Любовь Ковешникова. Здравствуйте! 

Любовь Николаевна: Здравствуйте! 

Любовь Николаевна, если обратиться к статистике, какие периоды в году наиболее аварийные? Когда больше всего дети попадают в ДТП? 

Любовь Николаевна: По статистике самыми аварийными считаются периоды, когда заканчивается учебный год, весна ребята больше времени проводят на улице, вне школы, вне дома. Количество детей на дорогах увеличивается, но в это же время  увеличивается количество автомобильного транспорта. Август и сентябрь, на наш взгляд, тоже довольно опасные это период когда ребята, за время летних каникул, переключившись на другие виды деятельности, вычеркнули из оперативной памяти очень многие практические навыки и теоретические знания которые они получили в школе.  И этот период, на мой взгляд, тоже опасный для увеличения дорожно-транспортного травматизма.  

Ведущий: Мы будем объективны, наши дети не всегда по своей вине попадают под колеса машин. Если рассматривать те случаи, когда водители не виноваты то, по каким причинам дети  попадают в ДТП? Это беспечность взрослых, которые не научили их или невнимательность самих детей? 

Любовь Николаевна: По данным наших коллег из государственной инспекции безопасности дорожного движения чаще всего дети попадают по своей собственной вине в травматические ситуации. Они переходят дорогу на запрещающий сигнал светофора либо совершают переход в неустановленном месте.  То есть  нарушают правила дорожного движения. Наверное, правильно можно адресовать вопрос системе образования и вообще школе  как одному из ведущих  социальных институтов,  в котором выполняют обучающую функцию, формируют компетентность, в ходе реализации которой ребенок может обеспечивать свою безопасность. С другой стороны, это и вопрос к взрослым, вопрос семье. Наши исследования, мониторинги и рейды, которые проводят наши ребята, состоящие в инспекциях движения, в отрядах ЮИД показывают, что взрослые зачастую не помогают ребенку закрепить и формировать компетентность, полученную в школе, переходят в неположенном месте - показывают отрицательные примеры. Я, как участник дорожного движения, очень часто наблюдаю за родителями и вижу, что из десяти, по крайней мере, шесть будут либо не держать ребенка за руку либо будут вести ребенка с опасной от дороги стороны. 

Ведущий: Родители не знают правил дорожного движения или намеренно их нарушают? 

Любовь Николаевна: Я думаю, здесь ни то и не другое. Конечно, мы все хорошо знаем правила дорожного движения потому, что уже в детском саду мы формируем знания, есть уголки дорожного движения, стенды, четко обозначены сигналы светофора. Я думаю, что все это связано с нашей беспечностью, наверное, родители в большей степени доверяют водителям, считая, что они не смогут совершить наезд на ребенка. А вообще, я считаю, все это связано с беспечностью и неумением родителей определить, не для себя, а  для ребенка, степень риска от действий которые совершает родитель. Потому, что родители воспитывают ребенка не вербальными способами, а собственным поведением. Этот метод воспитания более эффективный чем вербальные способы воспитания, которые предоставляет школа, то есть школа учит, давая знания, а родители могут эти знания одним штрихом, перейдя в неположенном месте, зачеркнуть. 

Ведущий: Школа должна нести ответственность за то, что происходит сейчас на дорогах с детьми? И в какой степени? 

Любовь Николаевна: Я думаю, что школа как ведущий социальный институт должна нести такую ответственность, по крайней мере, моральную ответственность за качество предоставляемой  образовательной услуги  именно в этой части. Потому  что со школы никто не снимал обязанность работать с семьей. Одна из главных задач школы формирование безопасных условий для жизни ребенка не только в стенах учебного заведения, но и для формирования компетентности безопасного поведения, а здесь без семьи школа не в состоянии это сделать, следовательно, школа должна работать и с семьей. Что нами и делается. Мы обсуждаем каждый случай детского дорожного травматизма с семьей, внутри педагогического коллектива и пытаемся спроектировать более эффективные способы работы в этой ситуации.  Мы строим  авто городки, на территории округа они будут построены в шестнадцати муниципальных образованиях, сейчас в восьми муниципальных образованиях авто городки уже имеются. Авто городок позволяет ребенку практически закрепить навыки поведения на дорогах и было бы очень правильно и уместно если бы эти навыки поведения закреплялись детьми вместе с родителями.  Я бы еще предложила такой радикальный способ - выявленных  нарушителей (родителей) вместе с детьми отправлять в авто городки и проходить обучение рядом с ребенком за партой. 

Ведущий:  Я знаю, вы проводите индивидуальные беседы с ними. 

Любовь Николаевна: Мы обращаем внимание родителей на опасность последствий такого поведения и несерьезность отношения к поведению ребенка на дорогах.  Мы работаем и массово с родителями проводим школы родительского ликбеза по необходимости соблюдения правил дорожного движения. 

Ведущий: Я в моем  детстве,  родители говорили мне не ходить на красный свет, только на зеленый,  не играть на дорогах.  Сегодня этих знаний достаточно для ребенка? 

Любовь Николаевна: Мы эти знания дополняем. На самом деле, в школах разрабатывают индивидуальные маршруты безопасного движения домой, знакомят родителей с тем в каком месте и когда ребенок двигается от школы до дома и обратно и предлагают родителям включаться и следить соблюдает ли ребенок правила дорожного движения,  проходя этот маршрут. Наряду с теоретическими знаниями мы используем в процессе обучения и информационные технологии, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы. 

Ведущий: Удается сформировать устойчивые стереотипы безопасного поведения на дороге?

Любовь Николаевна: Как показывает наш мониторинг, значительная часть ребят обладают знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах. Больше попадают в ДТП подростки, соответственно подростков нужно гораздо более включать в профилактические программы на базе учреждений дополнительного образования. Причем в профилактические проекты, связанные с непосредственным движением на дорогах для велосипедистов, для детей имеющих какие-то мотосредства, то есть технические виды спорта, которые формируют навыки безопасного поведения в системе дополнительного образования, на мой взгляд, необходимо развивать белее целенаправленно и включать туда как можно большее количество детей. 

Ведущий:  Если это появится, то и ДТП с участием детей станет на много меньше? 

Любовь Николаевна: По крайней мере, это будет один из эффективных механизмов включения этой категории подростков, опасно ведущих себя на улице, в эти виды деятельности. Потом направления юных инспекторов движения. Эти отряды предполагают деятельность, не только работу по обеспечению безопасного поведения на дорогах, но и работу по профилактическим мерам. Включать активных подростков, которые могут опасно вести себя на дорогах, в эти формирования это обязанности образовательных учреждений. И переключать ребенка с опасной деятельности, как участника дорожного движения, на полезную деятельность. 

Ведущий:  У детей желание есть? 

Любовь Николаевна: У детей желание есть. У нас количество отрядов ЮИД выросло за год почти на сто, и почти на тысячу увеличилось количество участников.  Мы понимаем, что в тех школах, где работа целенаправленно поставлена и где взрослые озадаченны этой ситуацией,  и идет серьезный рост показателей.  Следовательно, там и снижается детский дорожно-транспортный травматизм. 

Ведущий:  Спасибо. На вопросы  «Без посредников» сегодня отвечала первый заместитель директора департамента образования и молодежной политике Югры Любовь Ковешникова.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку