Подробно...

29.10.2010 00:00

«Стойбищной школе быть!» – к такому мнению пришли организаторы и участники круглого стола на тему «Развитие системы образования коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», прошедшего в Центре ситуационного анализа Правительства Югры в рамках Дней родственных финно-угорских народов.
 
В работе круглого стола приняли участие первый заместитель Губернатора автономного округа Александр Ким, заместитель Губернатора автономного округа Наталья Западнова, депутат окружной Думы Татьяна Гоголева, представители исполнительной власти округа в сфере образования, преподаватели и студенты Югорского госуниверситета и других образовательных учреждений города Ханты-Мансийска, члены общественных молодежных организаций.
 
В ходе мероприятия участники обсудили проблемы изучения родных языков и существующей системы подготовки кадров из числа лиц коренной национальности, а также возможность принятия закона «О стойбищных школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», проект которого в качестве законодательной инициативы был внесен Ассамблеей коренных малочисленных народов Севера. Инициатором проекта закона, в свое время выступил депутат Думы Югры Алексей Андреев, который, к сожалению, не смог по объективным причинам принять участие в работе круглого стола. Алексей Владимирович считает: «Речь идет не о реформе всего образования для коренных жителей, а лишь о законодательном закреплении такой формы образования. Необходимо узаконить саму возможность создания стойбищных школ, для коренных граждан, имеющих желание дать образование детям в месте своего проживания».
 
Выступая на заседании, Татьяна Гоголева сказала: «Общее, базовое образование в жизни каждого человека – это первоначальный, ценностно-ориентированный фундамент, опираясь на который, мы в дальнейшем выбираем свой путь, специальность, круг общения, место для проживания, друзей и т.д. Мы редко задумываемся о роли традиционной привычной среды в образовательном процессе, а ведь от этого зависит сохранение национального и культурного самосознания.
 
Сегодня мы готовы создать условия для диалога на эту тему, потому что проблема законности образования коренного населения без отрыва от естественной культурной среды является очень актуальной. Концепция законопроекта о стойбищных школах направлена на организацию в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации. И, конечно, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера».
 
Определенный тон обсуждению темы задал Алексей Шипилов. Он попросил участников ответить на один вопрос: «У нас не так много времени, чтобы разобраться со столь сложной темой как образование, однако двух часов будет достаточно, чтобы каждый смог ответить на один вопрос: «Смог бы я, родитель, отправить своего ребенка учиться в школу-интернат или сделал бы все возможное, чтобы предотвратить это. Ответьте, уважаемые участники, для себя на этот вопрос».
 
По поводу законопроекта прозвучали разные точки зрения и предложения. Так, Наталья Западнова заметила: «Если мне будет предложено, я приму участие как эксперт, консультант в подготовке этого закона. Хотелось бы, чтобы все обозначенные мной обстоятельства при разработке были учтены. Тогда и разочарований нормативного характера будет гораздо меньше. Главное, чтобы на хорошем деле не был поставлен крест».
 
Как отметила первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Югры Любовь Ковешникова, разрабатывать и поддерживать закон, конечно же, нужно. «Поддерживать такие формы как стойбищное образование необходимо, так как мы понимаем, что такая среда для ребенка будет более сберегающей и сообразной условиям его жизни», - подчеркнула Любовь Ковешникова.
 
«Если рассчитана полностью вся организация и содержание таких школ, необходимо понять, что в результате мы получим, каким будет качество образования, получаемого в такой форме. Однако, надо учитывать не столько качество, сколько то, какая жизнь сегодня ожидает молодых людей. Это то, о чем говорит Президент России – технологии, развитие, это те вещи, отсутствие которых усложнит жизнь. Привычка изначально занижать условия жизни коренных народов и уровень их развития – ошибочна. Среди них есть и доктора наук, и профессоры, и общественные и политические деятели. Я попрошу вас подготовить все расчеты, чтобы окончательно определить экономическую и социальную целесообразность принятия данного закона», – сказал Александр Ким, выступая в ходе обсуждения.
 
Отличительной особенностью данного мероприятия стало участие коллег из Республики Саха (Якутия), где уже действуют кочевые школы. Возможность проведения круглого стола по видеоконференцсвязи была предоставлена Правительством автономного округа. На связь вышли председатель постоянного комитета Государственного Собрания по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Елена Голомарева, руководитель департамента традиционных отраслей Севера Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Иван Павлов и другие. Специалисты Республики рассказали об опыте создания и работы стойбищных школ и ответили на вопросы участников круглого стола. В Якутии сегодня уже действует подобный законопроект. В республике функционируют 9 кочевых школ, в которых обучаются 80 детей. Однако, было отмечено, что всего детей школьного возраста в Якутии – 230 человек, таким образом, школы пока не обеспечивают повсеместное включение детей в процесс обучения.
 
Заслушав выступления и обсудив поступившие предложения, участники круглого стола приняли решение обратиться в органы государственной и исполнительной власти автономного округа с предложениями о необходимости разработки и принятия закона «О кочевых школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», о создании сети национальных образовательных учреждений в местах компактного проживания коренных народов и улучшения материально-технической базы существующих школ.
 
Также было принято решение о создании рабочей группы по доработке законопроекта. В настоящее время основными сложностями, затрудняющими принятие закона, являются отсутствие в округе учителей, готовых вести кочевой образ жизни и преподавать на стойбищах, а также отсутствие разработанных программ и методик преподавания для обучения на стойбищных школах.
 
Уже в декабре состоится очередная встреча, организаторы планируют продолжить общественную дискуссию и подвести промежуточные итоги по работе над проектом закона.
 
Отдел по связям с общественностью
Общественной приемной депутата Алексея Андреева
 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку