Подробно...

22.04.2011 00:00

На этой неделе стало известно, что проект Концепции наконец-то готов. Теперь этому документу предстоит пройти непростой путь от проекта до утверждения. 

Но ясно одно – через два года после принятия федеральной Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации свой основной закон может появиться у коренных малочисленных народов Югры.

Напомним, что федеральная Концепция была принята в феврале 2009 года. Ее цель, как говорится в документе, – создание в РФ условий «для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов».

Прошло два года, но федеральная Концепция так и осталась, по сути, декларацией, невостребованной в регионах. Как рассказал РИЦ один из инициаторов разработки югорской Концепции, заместитель Председателя окружной Думы – председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин, все эти годы Ассамблея делала попытки выйти на диалог с Правительством ХМАО –Югры по этому вопросу, но понимания не находила. Движение в сторону формирования и обсуждения югорской Концепции началось только со сменой Губернатора,  утверждает наш собеседник.

С Еремеем Айпиным мы встретились буквально через несколько часов после того, как стало известно – документ, инициатором разработки и вдохновителем которого он был, готов. «Тот факт, что проект окружной Концепции на подходе, говорит о том, что Правительство Югры и Губернатор округа Наталья Комарова серьезно намерены сначала обсудить, а потом и принять окончательную редакцию Концепции, положения которой регламентируют основные аспекты жизни малочисленных народов на территории округа», – говорит он.

- Проект Концепции готов, что же дальше?

- Нужно сосредоточиться на нескольких самых важных моментах в работе.

- Каких?

- Предстоит долгий путь от обсуждения Концепции до ее принятия. Сейчас проект разослан органам власти и специалистам, от них будут получены замечания и предложения. Предстоит тесная работа Ассамблеи с Правительством округа.

- Расскажите подробнее о структуре этого документа.

- Структура будет такой же, как и у федерального документа. Да и срок ее предполагаемого действия тот же – до 2025 года. В Концепции будет отражена работа по таким направлениям как сохранение родного языка, культура, искусство, литература, экология и сохранение среды обитания, развитие традиционной экономики, повышение качества жизни и укрепление здоровья коренных жителей, а также развитие системы национального образования. Очень важно и то, что в ней будут четко обозначены ведомства, отвечающие за те или иные направления реализации, а также источники финансирования.

- Находите ли Вы как председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера поддержку у нынешнего руководства округа?

- Полное взаимопонимание и взаимодействие. Мы можем работать и с окружной властью, и с властью муниципальных образований. Правительство и Губернатор Наталья Комарова настроены на конструктивный диалог с Ассамблеей. Можно сказать, что Правительство округа начинает системную работу с коренными народами Югры. Например, готов проект Концепции, проходят мероприятия по Второму международному десятилетию коренных народов мира. В декабре прошлого года Наталья Комарова инициировала создание оргкомитета по проведению второго десятилетия и сама его возглавила.

- На какие окружные законы сейчас опирается Ассамблея при решении вопросов, связанных с повседневной жизнью и перспективным развитием коренных малочисленных народов Севера?

- У нас уже принята дюжина специальных законов, которые работают. Кстати, Югра – единственный субъект Российской Федерации, в котором есть Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера. Ориентировочно в июне будет принята Концепция устойчивого развития, а потом, в соответствии с ней, уточним план законопроектных работ на следующие пять лет.

- Какие из законов необходимо принять в первую очередь?

- Нами уже разработаны два проекта законов: «О регулировании отношений в области государственной поддержки коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и «О подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономного округа – Югре».   Первый из них я  условно  называю уставом или конституцией для коренных народов округа. Потому что в нем регламентированы все стороны жизни коренных народов. У этого закона непростая судьба: сначала он назывался «О статусе коренных народов», потом «О гарантиях прав коренных народов округа», затем юристы предложили «О государственной поддержке», а теперь – «О регулировании отношений в области государственной поддержки коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Видите, как идет усреднение основных функций этого закона.

- Что же, на Ваш взгляд, все-таки важнее для коренных малочисленных народов – статус или гарантии?

- По идее, если мы четко определили статус, значит, обозначили и гарантии. Ясно одно – оба этих понятия гораздо шире, чем «государственная поддержка», которое предполагает, что какие-то сферы жизни государство поддерживает, а  какие-то нет. В результате замена даже названия закона приводит к сужению   пространства его действия.

- А что Вы скажете о законе о национальных кадрах?

- Это условное название. Цель нашего законопроекта – законодательно закрепить условия и правовую базу подготовки национальных кадров для всех областей хозяйства. Закон «О подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономного округа – Югре»  важен потому, что сейчас даже в управленческом резерве муниципалитетов и районов, я уж не беру округ, крайне мало представителей коренных малочисленных народов Севера. Сейчас нам говорят, что мы можем готовить специалистов только для традиционных областей хозяйствования, руководителей общин, например, а для других областей – нельзя, так как ущемляются права представителей других народов. Это полный абсурд, конечно. Есть по коренным народам различные декларации и  конвенции ООН и ЮНЕСКО, Совета Европы. Эти документы предусматривают особый статус коренных народов, также как и статья 69  Конституции РФ, которая предусматривает государственную поддержку коренных народов.

– Есть какие-то общие, большие задачи, которые необходимо решить для сохранения коренных  малочисленных народов Севера?

 

- Сейчас необходимо урегулировать вопрос земельных отношений и этнического самоуправления коренных народов. Задачу признания особого статуса коренных народов мы уже решили.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о земельных отношениях и этническом самоуправлении.

- Понятно, что вопрос земельных отношений – краеугольный для любого, а тем более, малочисленного народа. Американские и канадские индейцы, например, владеют землей в общинной собственности, иногда вместе с недрами. У них есть возможность диктовать компаниям условия на своей земле. Мы же пока такими правами не обладаем.

Этническое самоуправление коренных народов – мощный инструмент для духовного, культурного и географического сохранения коренного населения округа. И его мы пока не решили: нет законов, нет общего понимания того, что создание системы этнического самоуправления – путь к сохранению коренных народов. В США и Канаде, например, этническое самоуправление состоит из Совета общины – верховного  законодательного органа и исполнительной дирекции, которая исполняет функции администрации районного образования. И если в Совет общины входят только представители коренных народов, то в исполнительную дирекцию нанимаются люди только по профессиональному принципу.

- Для того чтобы решить эти задачи, необходимо стабильное государственное и окружное финансирование… 

- Округ нас поддерживает. Согласно программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», рассчитанной на 2011 – 2013 гг.,  ежегодно выделяется около 150 млн. рублей.

- Мы говорим о создании этнического самоуправления. А как быть с образованием на национальном языке?

- Сейчас у нас не очень хорошо отработана система преподавания родных языков: в среднем, один час в неделю. Для сравнения, в американских резервациях 50% времени отводится на родной язык, 50 % на английский. А у нас с некоторых школ даже статус национальных сняли. И мы сейчас боремся за то, чтобы преподавать национальные языки на должном уровне. У нас есть учебники на национальных языках для начальной школы, но для старших классов учебники еще не составлены.

Айпин Еремей Данилович, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа по многомандатному избирательному округу. Заместитель Председателя Думы – председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. Член Комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию. Родился 27 июня 1948 года в селе Варьёган Сургутского, ныне Нижневартовского, района Тюменской области, ханты.  Образование высшее: окончил Литературный институт им. А.М.Горького в Москве. Член Союза писателей СССР. Кандидат политических наук.  Женат, имеет двоих дочерей.

Автор:  Гавриков Виктор


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку