VK547
08.06.2011 00:00
Ведущий: В Югре вот уже в девятый раз проходит Международная акция «Спасти и сохранить». В этом году она посвящена охране лесов. На территории округа на сегодняшний день есть не просто леса, а особо охраняемые природные территории. Меня зовут Алексей Кудрявцев. Это программа «Без посредников». Почему у них такой статус, от кого их нужно защищать и охранять, и получается ли это делать, прямо сейчас узнаем у начальника отдела особо охраняемых природных территорий Департамента экологии Югры Татьяны Меркушиной. Здравствуйте! 

Татьяна Меркушина: Здравствуйте! 

Ведущий: Особо охраняемые территории Югры. Сколько их на сегодняшний день в округе, и что они из себя представляют? 

Татьяна Меркушина: На территории ХМАО насчитывается 26 особо охраняемых природных территорий. Примерно они занимают 6,3% территории округа. Особо охраняемые территории нужны нашему округу для восстановления природных ландшафтов, для восстановления экологического баланса, а также для восстановления и воспроизводства биоресурсов. 

Ведущий: Что они из себя представляют? 

Татьяна Меркушина: Особо охраняемые природные территории делятся на несколько категорий и статусов: федеральные, региональные и местного значения; природные парки, заповедники, заказники и памятники природы. Фактически на территории округа находятся все категории и статусы особо охраняемых природных территорий, начиная от международного, заканчивая региональным. У нас находятся международные водно-болотные угодья - Верхнее и нижнее Двуобье, два заповедника - Юганский и Малая Сосьва, четыре природных парка, а также заказники и памятники природы. 

Ведущий: Где находятся самые крупные территории? 

Татьяна Меркушина: Самые крупные находятся на территории Белоярского, Советского и Сургутского района. 

Ведущий: Вы сказали, что они делятся на федеральные, региональные и местного значения. Что их отличает, кроме названия? 

Татьяна Меркушина: Кроме названия их отличает подчиненность. Федеральные и международные подчиняются непосредственно Федерации, региональные подчиняются субъекту Федерации. Соответственно от этого зависит их финансирование. Кроме этого каждую из категорий отличает то, что заповедники - это территории заповеди, где запрещается всякая хозяйственная деятельность. А на территории природных парков разрешается хозяйственная деятельность, непосредственно связанная с нуждами этого парка, а также используется в рекреационных целях. В заказниках может быть ограниченное хозяйство, и, в основном, они предназначены для восстановления животного мира. Памятники природы - это территории, которые охраняют уникальные ландшафты: геологические, геоморфологические, гидрологические. 

Ведущий: Кто их сегодня охраняет и от кого? 

Татьяна Меркушина: Их охраняют специальные учреждения, в ведение которых они переданы. Прежде всего, мы их охраняем от самих же себя. Мы занимаемся охраной именно уникальных природных ландшафтов, поддерживаем их в естественном экологическом состоянии. Постоянно отслеживаем их состояние в рекреационном использовании. Ведем мониторинг: насколько рекреация может повлиять на изменение этих ландшафтов. Если эти территории начинают деградировать в результате использования в рекреационном назначении, мы эти территории закрываем, открываем для рекреации другие территории и даем возможность этим природным территориям восстановиться. В то же время мы сохраняем уголки девственной природы, чтобы природа нашего округа самовосстанавливалась, потому что сейчас очень большая техногенная нагрузка на наши природные комплексы. Именно создавая такие нетронутые уголки, мы способствуем без всякого вложения денежных средств самовосстановлению природы. Если бы не было таких уголков, пришлось бы вкладывать огромные денежные средства для того, чтобы их восстановить, как сейчас делают наши коллеги из дальнего зарубежья. 

Ведущий: Денег, которые выделяются из бюджетов (местного, регионального, федерального) хватает на эти территории? 

Татьяна Меркушина: Наши региональные территории, по сравнению с федеральными, выглядят гораздо лучше, финансирование у них значительно лучше. 

Ведущий: Тогда на что денег хватает? Юганский природный заповедник, расположенный в Советском районе, - один из крупнейших в Югре. Уже 15 лет не обновляется материально-техническая база. Большая часть территории из-за отсутствия дорог остается недоступной. Охрана умещается в те бюджеты, которые выделяются? 

Татьяна Меркушина: Не совсем. Проблемы связаны с выделением денег на патрулирование, с проведением авиаучетных работ, которые раньше проводили значительно чаще и были постоянны. Сейчас мы не можем сказать, что постоянно отслеживается территория. В целом у федеральных заповедников сегодня острая проблема с нехваткой технических средств. У них устаревшая техника, не выделяются средства на научно-исследовательские работы, низкая заработная плата, по сравнению с окружными особо охраняемыми природными территориями. У них все больше строится работа на чисто человеческом энтузиазме, любви к природе, любви к своей профессии. 

Ведущий: Людей, желающих вести хозяйственную деятельность на особо охраняемых территориях, с годами прибавляется? Вы выявляете таких? И как наказываете? 

Татьяна Меркушина: Есть желающие побраконьерничать, поохотиться на данных территориях, построить. Это выявляется, ведется работа с ними, наказываются в соответствии с административными кодексами. 

Ведущий: Это единичные случаи или в массовом порядке?

 Татьяна Меркушина: Раньше наблюдалось очень большое количество. В настоящее время это единичные случаи. Это связано с тем, что проводится очень большая работа нашими инспекторами, научными сотрудниками, сотрудниками эколого-просветительских центров с населением. Они говорят о значимости особо охраняемых территорий, поясняют и рассказывают людям, какую роль они играют. Я думаю, что работая с людьми, их сознанием, мы как раз  воспитываем в людях бережное отношение к особо охраняемым природным территориям. 

Ведущий: Как сказывается соседство с нефтяными компаниями, с учетом, что разливы нефти являются основным источником загрязнения окружающей среды? 

Татьяна Меркушина: На особо охраняемых территориях такие случаи единичны. Две компании работают на особо охраняемых природных территориях - это «Сургутнефтегаз» и «Урайнефтегаз», а больше нет, потому что это запрещается законодательством. Эти две компании работают в виде исключения. Нефтезагрязнения могут переноситься благодаря трансграничному переносу по воде, по воздуху. Факелы, которые горят, тоже оказывают негативное влияние на формирование растительного покрова данных территорий, выпадают осадки, которые тоже формируют загрязнения почв, грунтовых вод. 

Ведущий: Что касается лесных пожаров: уже пострадали природоохранные территории? Есть ли вероятность, что они этим летом тоже будут гореть? 

Татьяна Меркушина: Да, пострадали. Единственное место, где всегда в мае наблюдаются пожары - это «Самаровский Чугас». Причиной, прежде всего, являлись люди, их неправильное обращение с огнем, брошенных костров, которые могут грозить не только природоохраняемой территории, но и всему городу. 

Ведущий: Профилактике лесных пожаров в том числе посвящена и Всероссийская акция «Марш парков», в которой округ активно участвует. Эффект от этой акции есть? Понятно, что для детей - да, но дети вырастают. В леса-то ходят взрослые, они и являются главной причиной пожаров. Может быть, со взрослыми начинать работать, а не только с детьми? 

Татьяна Меркушина: В 2011 году - это 16 акция, которая проходит на территории ХМАО, она проходит под девизом «Живые леса - благоприятный климат». Здесь очень большая работа проводится со взрослым населением, с охотниками, они являются основной причиной лесных пожаров, с рыками, с выездом на места, где отдыхают люди. Развешиваются плакаты, ведется агитация. Мы стараемся привлекать детей к участию в конкурсе плакатов на тему «Охрана лесов от пожаров». Большую роль в создании этих плакатов вместе с детьми играют и взрослые. Именно такая цепочка взаимодействия, когда родители принимают участие со своими детьми, оказывает больше эффекта, чем, если мы будем работать непосредственно с взрослым населением. 

Ведущий: Как показало начало лета, до взрослых пока не очень доходит важность предпринимаемых действий того, что происходит у нас в округе с лесными пожарами. 

Татьяна Меркушина: Если сравнить с предыдущими годами, количество лесных пожаров значительно сократилось. В противопожарный период, особенно в акцию «Марш парков», дети сами патрулируют и разъясняют взрослым, что нужно охранять территории, нельзя оставлять огонь. 

Ведущий:  Посмотрим, что будет этим летом. На вопросы без посредников сегодня отвечала Татьяна Меркушина.

Автор:  Анна Иванова, телекомпания "Югра" 



ВКонтакт Яндекс Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку