«О профориентации учащихся старших классов муниципальных образовательных учреждений в соответствии с требованиями рынка труда города Ханты-Мансийска»

27.08.2013 22:00

Информация

 «О профориентации учащихся старших классов муниципальных образовательных учреждений в соответствии с требованиями рынка труда города Ханты-Мансийска»

к заседанию муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений города Ханты-Мансийска

 

Система профориентации старших школьников города Ханты-Мансийска  представлена двумя основными направлениями профориентационной работы:

1.  Предпрофильная подготовка учащихся

2.   Профильная подготовка учащихся.

Осуществление профориентации учащихся старших классов осуществляется как на базе «Центра профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников» (далее – Ресурсный центр), созданного в МБОУ МУК через реализацию мероприятий муниципальной программы «Профессиональная ориентация обучающихся общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска на 2011-2013 годы», так и через организацию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях города.

1.      В 2012 -2013 учебном году предпрофильной подготовкой охвачено 1 553 обучающихся 8- 9 классов образовательных учреждений города.

Предпрофильная подготовка осуществлялась через систему профессиональных проб, и организацию социальной практики обучающихся школ, организованную в Ресурсном центре.

 Профессиональные пробы предоставили возможность учащимся 9-х классов познакомиться с различными профессиями на практике,  узнать их особенности и перспективы своей реализации в профессии.

Так в 2012-2013 учебном году в рамках программ обучения сотрудниками Ресурсного центра организованы экскурсии в 18 учреждений города Ханты-Мансийска с привлечением 385 обучающихся 9 классов.

Социальная практика обучающихся осуществлялась на базе АУ СПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», в процессе которой обучающиеся познакомились с профессиями: электромонтер, судоводитель, строитель, автомеханик, учитель начальных классов, воспитатель детского сада и др.

2.      В 2012 -2013 учебном году профильной подготовкой охвачено 795 обучающихся  10 - 11 классов образовательных учреждений города, работа с которыми велась в двух направлениях: профильное обучение и профессиональная подготовка.

В городе профильное обучение  реализуется по 3 моделям, а именно:

- Модель 1 - профильное обучение на уровне сетевого взаимодействия на базе Ресурсного центра:

Сетевое взаимодействие в профильном обучении направлено на объединение ресурсных условий (кадровых, МТБ, методических) всех учреждений реализующих общие программы обучения.   

В систему сетевого взаимодействия включены профильные социально- экономические классы МБОУ СОШ № 2, 5, 6, 8 со специализацией: экономика, банковское дело, бухгалтерский учет, рынок ценных бумаг, менеджмент, маркетинг.

 С учётом потребностей социальных заказчиков в 2012-2013 учебном году  спектр профильных направлений, реализуемых на базе ресурсного центра расширился, добавились такие направления как технологический, естественно – научный (специализация: медицина, биология, химия). 

Модель № 2 - профильное обучение в специализированных классах довузовской подготовки:

В 2012 -2013 учебном году профильным обучением в специализированных классах довузовской подготовки охвачено 338 обучающихся 10-11 классов.

Данная модель реализуется на базе МБОУ СОШ № 1, 3.

 

МБОУ СОШ № 1 имеет договор о сотрудничестве с тремя ВУЗами

Российской Федерации:

               Ханты - Мансийская государственная медицинская академия;

               Тюменский юридический институт МВД РФ;

                  Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

В рамках имеющихся договоров о сотрудничестве профессорско-преподавательский состав ВУЗов проводят учебные занятия методом погружения при организации выездных научных сессий для старшеклассников и учащихся профильных классов. В данной модели используются как очно - заочные, так и дистанционные формы образования.

МБОУ «СОШ № 3» имеет договор о сотрудничестве с Югорским государственным университетом. В рамках данного договора преподаватели ЮГУ проводят занятия по профильным предметам и элективным курсам.

Учащиеся профильных классов посещают учебные лаборатории и специализированные семинары на базе университета. Учащимся школы предоставлено право участия в открытых предметных олимпиадах Югорского государственного университета, по результатам которых они имеют право льготы при поступлении в вышеуказанное учреждение.

Отличительной особенностью модели № 2 является то, что учащиеся старших классов непосредственно знакомятся с методиками и системой, характерной для учреждений высшего профессионального образования, что позволяет им в дальнейшем легко адаптироваться при обучении в вузах.

Модель № 3 - индивидуальный образовательный маршрут, который реализуется на базе МБОУ «Гимназия № 1»:

 В 2012-2013 учебном году охват  составил 79 обучающихся 10-11 классов МБОУ «Гимназия № 1». Для удовлетворения социального спроса разрабатывается учебный план для каждого ученика с учетом обязательных предметов и составляется адаптированное расписание. Надо отметить, что данная модель характерна для общеобразовательных учреждений, имеющих на параллели один класс комплект, в котором собраны учащиеся, имеющие разные профильные потребности.                    Профессиональная подготовка осуществлялась как на базе общеобразовательных учреждений, так и в Ресурсном центре (МБОУ «МУК») через проведение экскурсий в различные учреждения города, так и через организацию презентаций сфер профессиональной деятельности «Образование», «Транспорт, «Энергетика», «Сфера услуг»; В рамках данных презентации состоялись встречи со специалистами из заявленных областей, оформлены стенды, проведены конкурсы, викторины, классные часы и др.

Для обучающихся 347 обучающихся 10-11 классов на базе Ресурсного центра организованы заседания клуба «Ориентир». На заседания клуба приглашались различные специалисты: представители организаций города и учебных заведений, представители различных профессий, индивидуальные предприниматели.  

В течение 2012-2013 учебного года специалистами Ресурсного центра и общеобразовательных учреждений создавались условия для профессиональной ориентации обучающихся старших классов через традиционные и инновационные формы организации обучающихся. Расширилось социальное партнерство с представителями, учреждениями и организациями города.

Но и при этом специалисты столкнулись с такой проблемой как невысокий процент участия родителей в самоопределении своих детей.

Поэтому в 2013 -2014 уч. году:

  Муниципальным бюджетным  общеобразовательным учреждениям города Ханты –Мансийска:

1.Усилить деятельность привлечения  внимания и поддержки родителей по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, используя в полной мере возможности интернет – ресурсов и др. формы взаимодействия.

 

«Центру профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников» (МБОУ МУК):

2. Активизировать деятельность специалистов Ресурсного центра по вопросу индивидуального сопровождения учащихся, используя при этом профориентационный диагностический комплекс «Профориентатор».

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку